Обучение детей дошкольного возраста мордовскому мокшанскому языку



МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Обучение детей дошкольного возраста мордовскому (мокшанскому) языку

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Инсарский

детский сад «Солнышко»

Демкина Татьяна Николаевна

Инсар 2013

Кружок, который я веду называется «Быт и культура мордовского народа». В течение 2-х лет ведётся работа по обучению детей мордовскому языку, где главной целью является:

— обучение мордовскому языку;

-познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

Мною были поставлены следующие задачи: изучить мордовский этнос и обучить детей мордовскому языку, пробуждая у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для его изучения.

Моё направление предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: знакомство с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; народным декоративно-прикладным искусством, мордовскими народными играми; фольклором и произведениями писателей Мордовии; музыкой и музыкальным фольклором.

Важное средство воспитания детей дошкольного возраста- художественная литература и устное народное творчество,  которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.

Мордовская детская художественная литература и устное народное творчество (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах — улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.

Для осуществления и реализации поставленных задач я пользуюсь программой и методическими рекомендациями по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в ДОУ под редакцией А.И. Исайкиной. В этой программе излагаются основные методы и приемы обучения мордовскому языку. Она направлена на воспитание и пробуждение интереса к мордовскому языку и стремления к общению на этом языке.

Для общения на мордовском языке я использую игровые ситуации, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, о действиях в различных играх.

Таким образом, решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. А ведь этому уделяли большое внимание ещё наши предки. В играх использую мячи, куклу, специальные палочки, камушки и т.д. среди детей старшего возраста весьма распространенные игры «В платочки», «В белочку» и др. Все они включают в себя бег, ходьбу, поэтому имеют важное значение в укреплении здоровья детей. Например, «В палочки». Играли мальчики и девочки в доме. Дети называли себя разными именами: «колокольчик», «цветок», «сундук» и др. Все участники сообщали водящему свои имена. Потом ему завязывали глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот начинал ловить игроков: когда поймает, должен узнать- назвать имя, выбранное игроком. После водил тот, чьё имя угадано.

Для осуществления задач по усвоению словаря и развитию связной речи я приготовила дидактические игры: «Угадай, какое животное», «Цвет, где ты?», «Кто в домике живет?».

Например, играем в игру «Найди вещь». Один из детей отворачивается или выходит из группы. Я прячу какую-нибудь вещь, и ребенок начинает искать ее. Остальные дети начинают подсказывать ему, где искать. Они говорят: «Под столом», я перевожу на мокшанский: «Шърать ала»; «На шкафу» — «Шкафть лангса», «В столе» — «Шърать потмоса» и т.д. После того, как дети поиграли несколько раз, перевод повторяют сами.

На тематических занятиях: «Моя семья», «Новый год», «Зимние забавы» и т.д. дети рисуют яркие рисунки по данной теме. Изображенные предметы на рисунке дети называют на мордовском языке. Одновременно с обучением языку идёт работа по созданию уголка национального быта мордвы- мокша. Родители принимают активное участие в оформлении мини-музея. Они находят предметы быта и мордовской старины.

Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. Это залог будущей любви к своей Отчизне и своему народу.

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.






map