Обучение решению задач глухих детей 1 класса с глубокой задержкой развития



«Обучение решению задач глухих детей 1 класса с глубокой задержкой развития»

Огромное значение в развитии мышления глухих детей с ЗПР, в формировании умения решать задачи имеет первоначальный этап, т.е. формирование понятий «всего» и «осталось», усвоение математических терминов «задача, условие, рисунок, решение, ответ» ( составные части задачи ).

Методика обучения решению задач состоит в следующем:

1.Предварительная работа.

Обязательно включает в себя формирование понятий «рассказ» и «задача». Первоначально образец того и другого даёт учитель, объясняя разницу. Затем он предлагает задание на различение из двух данных, а потом – назвать, что это ?

рассказ

задача

2. Чтение задачи.

Дети прочитывают всю задачу устно-дактильно, сопряжено с учителем. Идёт работа над содержанием, пониманием словаря, где используются картинки, муляжи, реальные предметы, инсценировки, зарисовка (как при работе по чтению ). Текст должен быть простым, доступным для детей, связан с повседневной жизнью. Предметный словарь можно использовать тот же, что и по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ППО, чтению.

3. Работа над структурой задачи.

«Что мы знаем?» — основная, главная фраза на уроке. Дети повторно прочитывают условие по подражанию, затем – самостоятельно. Выкладываются таблички:

Мы знаем.

Условие.

«Что мы не знаем?»

Мы не знаем.

Вопрос.

Первоначально идёт пассивное многократное повторение этих слов, постепенно закрепляя их в речи. Педагог при этом побуждает детей к припоминанию и называнию их самостоятельно.

4.Рисунок к задаче.

«Мы будем рисовать.» Выкладывается следующая табличка:

Рисунок.

«Что мы будем рисовать?» — уточняющий вопрос учителя. Если дети затрудняются, можно помочь: «Что мы будем считать?», «Сколько будем рисовать яблок и др.?». Если дети снова затрудняются, педагог возвращается к вопросу «Что мы знаем?». Затем он рисует количество предметов. Впоследствии это делает сильный ученик, а затем – слабый. Дети учатся изображать условие, соблюдая клеточки.

«Прочитайте вопрос» ( уточняющим является «Что мы не знаем?» ) – дети зачитывают и обязательно обводят руками то количество предметов, которое требуется узнать (демонстрационный материал на столе учителя и на рисунке в тетради).

всего

осталось

Дети обводят, утрируя значение слова ( эмоционально реагируют, что выражается

В мимике учителя и учащихся ). В том случае, если данные дети не могут воспринять сразу вопрос задачи, нужно подготовить их к выбору: где находится то количество предметов, которое они будут считать? Подготовка происходит во время чтения условия задачи:

ещё

убери

пришёл

ушёл

прилетел

улетел

положил

взял

дал

съел

и т.д.

Вспоминая эти дополнительные (уточняющие) слова, которые дают детям при изучении знаков «+» и «-« , эмоционально выражая их значение, учитель подводит учеников к осознанию вопроса «всего» и «осталось». Далее составляется рисунок, подписываются числа, вопрос, скобка (всего).

5. Решение задачи.

«Мы будем решать задачу.» Выкладывается табличка :

Решение.

«Напишите пример.» Предлагается шаблон:

*

=

( .)

Если дети затрудняются, учитель снова возвращается к вопросам: «Что мы знаем?», «Что мы не знаем?». Дети, у которых нарушено пространственное восприятие, обязательно должны соотносить движения руки (указательного пальца) с тем, что говорится и пишется. Сначала (первый раз) записывает учитель, затем – сильный ученик. Уточняем: «Что считали?», записываем сокращения в скобках.

6. Запись ответа.

«Мы решили задачу. Сколько всего (осталось, стало, получилось) ?».

Выкладывается табличка:

Ответ:

При этом учитель выделяет (соотносит) вопрос в задаче, получившееся количество предметов и ответ. «Напиши ответ. Прочитай ответ.»

7. Итог.

«Что мы делали?» Табличка:

Мы решали задачу.

В ходе работы учитель обязательно учит «выделять» зелёной ручкой вопрос, результат и ответ, формируя умение соотносить взаимодействие этих понятий, а в последствии выделять главный вопрос и его связь с конечным результатом.

Тип задач учитель берёт из программы. Он может адаптировать тексты из сборников для массовой школы. Речевые конструкции фраз подбираются в соответствии с программой и возможностями детей ( их речи, мышления и жизненного опыта ).

На следующем этапе составляется краткая запись.

Краткая запись.

Учитель делает то же самое, используя текст задачи в двух вариантах: целостный и разрезной для выкладывания краткой записи. Детям даются понятия «краткая запись» и «главные слова». От наглядного решения учащиеся переходят к образному, устному разбору содержания задачи и составлению краткой записи, опираясь только на текст.

Хотелось бы особо отметить то, что всё чаще приходят в школу дети со сложной структурой дефекта, с речевыми нарушениями. Поэтому важно знать, что фразы учителя и детей должны быть чёткими и лаконичными, движение головы , глаз и рук – совпадать с действиями и речью учителя и ребёнка.




map