Обучение стихам и песням на уроках французского языка устный опережающий этап



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ТУШИНО»

СТУДИЯ «LA TOUR EIFFEL»

(Объединение «Французский для детей»)

Методическое пособие

«Обучение стихам и песням на уроках французского языка:

устный опережающий этап»

«Сценарии некоторых стихов и песен для детей от 5 до 7 лет»

1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Составитель: Перевалова Любовь Юрьевна, педагог дополнительного образования

МОСКВА, 2012-2013г.

ОТ АВТОРА

В этом пособии представлены результаты практической работы по программе «Французский для детей»; ее подготовительного этапа, носящего название «Французский для малышей». Вы познакомитесь с приемами и методами обучения стихам, песням с использованием музыкального и ритмического компонентов деятельности. В конце раздела предлагается набор физических упражнений, специально разработанных американскими специалистами для развития и совершенствования высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) и творческих способностей детей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Сценарии песен.

Песня «Frère Jeasque».

Песня «Meunier, tu dors».

Песня «Quand trois poules vont au champ».

Песня «Savez-vous planter les choux?»

Песня «Sur le pompt d`Avignon».

Песня «Аluette».

Песня «Lundi matin».

Песня «Entrez dans la danse».

Исполнение стихов.

Стихотворение «L`oie».

Стихотворение «1,2,3…».

Стихотворение «Un papillon».

Стихотворение «Bonbons, biscuits».

Разминка.

Игра «Найди колокольчик».

Игра «Передай предмет».

Физкультминутки, или гимнастика для ума.

Набор упражнений «Тропинка к чуду».

Психолого-возрастные особенности детей-дошкольников (5-ти — 6-ти лет) определяют формы и методы работы с этим возрастом. Им необходима смена деятельности в течение всего урока. Для снятия статической нагрузки и формирования устойчивого внимания предлагается подвижная форма работы при разучивании стихов и песен. Что имеется в виду? Каждое разучиваемое стихотворение и каждая песня сопровождаются определенными движениями. В результате такой работы получается произведение искусства: стихотворение-игра или стихотворение-сценка, или песня-танец.

Сценарии песен и стихов.

1. Песня «Frère Jeasque«.

Выбирается один ребенок, который будет изображать братца Жака. Остальным детям раздаются музыкальные инструменты (желательно колокольчики, если нет, то бубны).

Братец Жак «спит». Дети поют куплет и водят хоровод (очень медленно) вокруг спящего. На припев все останавливаются и поворачиваются в круг, лицом к Жаку. На слова «дин, дэн, дон» звучат бубны или звенит колокольчик. Братец Жак «просыпается». Его место заменяет другой ребенок. Если имеется несколько видов «звенящих» музыкальных инструментов, дети обменяются ими.

2. Песня «Meunier, tu dors«.

Выбирается один ребенок, который играет мельника (он «спит»). Двое детей изображают мельницу, двое детей изображают ветер. Поется 1-й куплет, при этом мельник «спит», рядом с ним дети изображают мельницу (машут руками в такт музыки). Поется второй куплет, при этом «ветер» дует на мельницу. Мельник «просыпается и выбирает других детей на роли мельницы и ветра. Мельника меняют все дети под считалочку.

3. Песня «Quand trois poules vont au champ«.

Дети делятся на две компании курочек. Одна команда встает напротив другой «паровозиком» так, чтобы между первыми детьми было пространство, достаточное для ведения хоровода. С первых слов песни дети двигаются навстречу друг другу, один «паровозик » проходит мимо другого параллельно, затем дети поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образуя хоровод. Дети поют и двигаются в такт музыке в хороводе. Когда звучат последние слова песни (повтор первого куплета) дети расцепляют руки и теми же «паровозиками» расходятся в противоположные стороны. В идеале желательно подобрать такой темп, чтобы дети (каждая компания курочек) ушли в противоположную сторону той, откуда они выходили.

4. Песня «Savez vous planter les choux?»

Эта песня о том, как сажают капусту. Дети делятся на две команды и встают в шеренги напротив лицом к др. др. Между ними расстояние, достаточное для танца. На каждый такт музыки дети продвигаются вперед навстречу др. др., поэтому важно рассчитать с самого начала это расстояние так, чтобы дети на слова — à la mode — были на расстоянии одного шага между двумя шеренгами. Итак, на первый куплет дети продвигаются вперед, притопывая на каждый такт музыки, при повторении начальных слов куплета дети таким же образом расходятся на свои исходные позиции. Важно при этом учить детей держать строй и эмоционально откликаться на содержание песни. На каждый последующий куплет одна из команд продвигается навстречу противоположной, показывая, как они сажают капусту. При этом они сменяют друг друга. Одна команда сажает ногами — дети топают очень энергично. Другая команда коленками — хлопают по коленкам, локтями — выставляют локти, носами — держатся за нос, ушами — держатся за уши, головой — держатся за голову.

5. Песня «Sur le pompt d`Avignon«.

Дети стоят в две шеренги в шахматном порядке: девочки — впереди, мальчики — сзади. На первый припев мальчики делают поклон, на второй припев девочки делают реверанс, на третий припев все изображают игру на музыкальных инструментах.

Как вариант этой песни можно использовать танец-хоровод при исполнении куплета. Можно двигаться парами в хороводе, поклон выполняется в соответствии с текстом. На третий куплет все выстраиваются в линию и исполняют воображаемую игру на музыкальных инструментах.

6. Песня «Аluette«.

Дети стоят в кружочек и на каждый куплет показывают определенную часть тела в соответствии с текстом (нос, глаза, шея и т.д.)

7. Песня «Lundi matin«.

Выбираются император, его жена и маленький принц.

По ходу песни эти герои изображают, как они приходят в гости к кому-то, подходят к двери дома, звонят, удивляются, что никого нет, маленький принц поет, что надо прийти в другой раз, и все уходят.

8. Песня «Entrez dans la danse«.

Эта песня является частью сценки «Qui miaul?», поэтому дети поют только припев, а на мелодию куплетов танцуют. На припев все действия одни и те же, т.е. дети стоят на месте и хлопают в ладоши, напевая.

1-й куплет: Дети в парах подскоками выходят из-за кулис и встают полукругом на небольшой площадке.

2-й куплет. Дети берутся за руки лодочкой и подскоками кружатся на месте.

3-й куплет. Мальчики встают на коленку, а девочки кружатся вокруг них подскоками, свободная рука отставлена в сторону.

4-й куплет. Все образуют круг.

5-й куплет. Круг размыкается и дети цепочкой продвигаются к авансцене, дети выстраиваются в линию. После припева общий поклон.

9. Песня «La marionnette«.

Все дети «превращаются» в марионеток и принимают позу любого деревянного человечка. Когда поется песня, дети изображают марионеток, свободно двигаясь по классу. После первого просмотра учитель предлагает детям повторить движения за каким-нибудь ребенком. Т.о. меняется ведущий солист. В конце занятия можно предложить детям обсудить и составить общий танец. Т.о. у детей развивается фантазия, творчество, чувство ритма, общительность, справедливая оценка действий другого ребенка, самооценка, критичность и т.д.

Исполнение стихов.

Когда дети разучивают стихи, им предлагается повторять движения за учителем. При освоении ребенком языкового материала он может инсценировать свой рассказ собственными действиями.

1. Стихотворение «L`oie«.

Предлагается «хлопать крыльями», вытягивать шею, переваливаться с ноги на ногу, имитируя походку гуся.

2. Стихотворение « Caton pompon«, “Il pleut, il mouille и так далее, дети изображают этих животных. Затем идет обсуждение и выбирается самый яркий персонаж. Он награждается общими аплодисментами. Как правило, все дети творчески участвуют в такой работе и получают всеобщее признание.

3. Стихотворение «1,2,3? Un petit soldat«.

Это считалочка. 1-я строчка повторяется хором.

2-я строчка — дети маршируют, изображая солдата.

3-я строчка — повторяется хором.

4-я строчка — выполняется упражнение, например, поднимаются руки сначала вперед, затем вверх, в стороны и вниз.

5-я строчка — повторяется хором.

6-я строчка — один ребенок выходит из строя четким шагом, все остальные показывают на него двумя вытянутыми руками.

7-я строчка — произносится хором.

8 — строчка — солист поворачивается кругом, у него на спине приколота смешная рожица клоуна, все дети весело произносят свои слова хором.

4. Стихотворение «Un papillon«.

Это танец на музыку Шуберта «Серенада». На детях надеты костюмы бабочек разного цвета: две розовые, три голубые, три красные, две золотые. Дети сидят на корточках полукругом, бабочки «спят».

Звучит вступление, восемь тактов, дети начинают отсчитывать про себя, чтобы вовремя вместе вступить. Танец расписан шестерками. Первые три шестерки — Бабочки «просыпаются». Дети встают, тянут ручки вверх, разводят в стороны и встряхивают, как крылышками. На третью шестерку красные и голубые бабочки выдвигаются на авансцену так, чтобы они выстроились в шеренгу лицом к залу. Стоп — музыка. Бабочки произносят свои слова, сначала голубые, затем красные.

Следующие три шестерки — бабочки образуют три звездочки следующим образом: розовые с золотыми, красные, синие. Звездочки кружатся так, чтобы красные и синие были на переднем плане слева и справа, а в глубине сцены розовые с золотыми. Свободная рука изображает порхание крылышка. Стоп — музыка. Слова голубых бабочек, затем слова красных.

Следующие три шестерки. Происходит перестроение бабочек. Красные и голубые «перелетают» так, чтобы поменяться местами на сцене, а розовые, медленно кружась вокруг себя, выдвигаются на авансцену. В конце последнего такта этой музыкальной части бабочки стоят полукругом, как в начале танца, но красные и синие поменялись местами, а розовые — у авансцены. Стоп — музыка. Розовые бабочки говорят свои слова, сопровождая их определенными движениями, которые повторяют все остальные.

Следующие три шестерки. Бабочки перестраиваются в ручеек, т.о., что красные и голубые образуют пары (т.е. они просто слетаются др. к др.). Розовые «облетают» сцену и встают последней парой, а золотые бабочки через ручеек «вылетают» на авансцену. Стоп — музыка. Золотые бабочки говорят свои слова.

Звучат последние такты музыки. Золотые бабочки взмахивают «крылышками» и «засыпают» (садятся на одно колено и складывают ручки перед собой, затем опускают вниз головку). К ним по очереди присоединяются все остальные, начиная с первой пары ручейка, пока он весь не иссякнет. Стоп — музыка. Все встают, общий поклон.

5. Стихотворение «Bonbons, biscuits«.

Это стихотворение сценка. Выбираются два продавца, на них надеваются халаты и колпаки. Затем выбирается дама (можно еще и сопровождающего эту даму). Здесь важно подобрать элементы костюмов и реквизит. Например, на даму надевается пелерина, шляпа, перчатки, дается ей сумочка. Оформляется витрина и прилавок магазина. После каждой строчки стихотворения происходит определенное действие:

— мадам заходит в магазин, ее встречают продавцы, приглашают к прилавку

— продавцы предлагают конфеты, мадам выбирает;

— мадам платит за покупку;

— мадам выходит из магазина, продавцы провожают ее, общее прощание.

Разминка.

Во время занятий, чаще всего в середине или в конце, проводятся игры, не относящиеся непосредственно к изучению французского языка. Это делается специально для психической разгрузки ребенка, для переключения его внимания.

1. Игра «Найди колокольчик».

Можно искать любой другой блестящий предмет небольшого размера. Дети выходят из класса. Учитель кладет колокольчик на видное место, но так, чтобы он не бросался в глаза сразу от двери. Дети должны войти в класс, отыскать глазами колокольчик и сесть на стул. Ребенок должен это сделать так, чтобы не показать виду, что он знает, где лежит колокольчик. Цель этой игры — тренировка произвольности поведения, владения собой.

2. Игра «Передай предмет».

Дети выстраиваются в шеренгу один за другим. Первый ребенок стоит лицом к учителю, а все остальные спиной. Учитель показывает пантомимой действие с каким-то предметом и как бы передает его ребенку. Ребенок должен показать этот предмет следующему так, чтобы тот понял, какой это предмет, и передал другому и т.д. Например, учитель показывает, как чистят зубы, и передает воображаемую щетку ребенку. В конце игры выясняется, что за предмет передавался. Причем выяснение начинается с последнего ребенка. На первых занятиях предметы передает учитель, а затем дети сами активно начинают фантазировать.

Как вариант можно использовать эту игру в командах, когда одна показывает предмет другой. При этом идет активный процесс взаимодействия, коллективного творчества.

Физкультминутки, или гимнастика для ума.

Разработанная американскими психологами и педагогами, гимнастика для развития умственных способностей представляет собой систему несложных упражнений, которые помогают преодолеть трудности в учебе и усвоении нового материала, раскрыть скрытые возможности ребенка, делают его более восприимчивым при изучении иностранных языков.

Как считают специалисты, после этих упражнений дети будут удивлять своих учителей цепкой памятью, интересными сочинениями и оригинальными решениями математических задач, а друзей — находчивостью и быстротой реакции.

Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий. Левое полушарие управляет движениями правой стороны тела. Правое — движениями левой стороны.

Поэтому предлагаются перекрестные упражнения, которые помогают эффективно использовать сразу обе половины мозга.

1. Перекрестные упражнения.

Эти движения выполняются под музыку. Одновременно с правой рукой двигается левая нога.

Можно прыгать вперед, вбок, назад. Главное, чтобы перекрестное движение рукой и ногой как бы пересекло «среднюю» линию тела.

2. «Ленивые» восьмерки.

Нарисовать восьмерку по три раза каждой рукой, а затем обеими руками сразу.

Такие упражнения открывают возможности и желание узнать новое, улучшает память и внимательность.

3. Качалка.

Для расслабления мышц шеи и плеч служит упражнение «качалка». Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте ей медленно качаться из стороны в сторону, пока уйдет напряжение. По мере расслабления шеи подбородок вычерчивает на груди слегка изогнутую линию. После этого упражнения голос звучит уверенней, дыхание становится ровным.

4. Точки мозга.

Прежде чем начать читать, можно сделать упражнение «точки мозга». Одну руку положить на пупок, а другой массировать точки, расположенные сразу же под ключицей, с правой и левой стороны груди. Выполняя это упражнение, представляем, что на носу кисточка, которой стараемся нарисовать бабочку — цифру «8» на потолке. Можно водить взглядом по стене в том месте, где она пересекается с потолком.

После этих упражнений глаза легко скользят по тексту и не устают при чтении.

Набор упражнений «Тропинка к чуду».

1. Вращение кистями рук.

Этот набор упражнений освобождает руки от скованности, укрепляет мышцы предплечий. Особенно полезно после длительных занятий письмом, рисованием.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки вытянуть перед собой на уровне плеч. Ладони разжаты.

Удерживая плечи и предплечья неподвижно, вращать кистями 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую.

Сжать кисти в кулак. Вращать в одну сторону 10 раз, потом столько же в другую.

Опустить руки и расслабить.

2. Вращение предплечьями.

Это упражнение укрепляет руки, развивает гибкость и подвижность локтевых суставов.

Встать прямо, ноги на ширине плеч., руки выпрямить и развести в стороны на уровне плеч.

Сгибая руки в локтях, поочередно вращать частью рук ниже локтя. Плечи почти не двигаются.

Вращать двумя руками сразу по 10 раз сначала навстречу друг другу, потом наоборот.

3. Вращение прямыми руками.

Это упражнение улучшает подвижность плечевых суставов, лопаток, ключиц, расширяет грудную клетку. Хорошо согревает все тело после длительной неподвижности.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены.

Прямыми руками делать круговые движения вокруг плечевых суставов, как при плавании «дельфином», по 10 раз вперед и назад.

4. Вращение плечами.

Упражнение укрепляет плечевые мышцы, освобождает от скованности шейные позвонки.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Поднять плечи, повести их вперед, затем вниз, назад, вверх, сделав ими как бы полный круг. Руки все время свободно опущены и расслаблены.

Медленно вращать 5 раз вперед, потом 5 раз назад.

5. Повороты напряженными руками.

Упражнение увеличивает силу рук, укрепляет спину, помогает избавиться от сутулости.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Вытянуть обе руки перед собой на уровне плеч.

Поднять кисти вверх, пальцы держать вместе. Ладони обращены вперед, как будто опираются на невидимую стену.

Сильно напрячь кисти. Не меняя положения рук и не уменьшая напряжения, очень медленно поворачивать правую кисть насколько возможно по часовой стрелке, потом наоборот. Ладони все время обращены вперед.

Выполнить повороты 3 — 5 раз.

6. Упражнение для шеи.

Упражнение укрепляет мышцы шеи, тренирует и развивает вестибулярный аппарат.

Встать или сесть удобно, спину держать прямой

Повернуть голову как можно дальше вправо, стараясь заглянуть за спину, потом так же влево. Не останавливаясь, продолжать повороты вправо и влево по 10 раз в каждую сторону

Наклонить голову вправо, стараясь коснуться ухом плеча. Плечо при этом не поднимать. Затем голову наклонить влево. По 10 наклонов в каждую сторону.

Опустить голову вперед, достать подбородком до груди. Сразу же поднять голову и откинуть ее как можно дальше назад. Выполнить 10 раз.

Вращать головой по часовой стрелке как можно шире — 5 раз, затем столько же раз — против часовой стрелки.

7. Повороты в стороны.

Упражнение повышает гибкость позвоночника, увеличивает силу мышц живота и спины. Укрепляет вестибулярный аппарат. Оздоравливает внутренние органы.

Встать прямо, ноги на ширине плеч.

Сцепить кончики пальцев в замок у груди так, чтобы предплечья составили одну горизонтальную линию.

Повернуть туловище влево, не отрывая ступни от пола. Стараться отвести правый локоть подальше за спину. Голову тоже поворачивать вправо.

Не задерживаясь в таком положении, начать движение в другую сторону.

Выполнять упражнение по 10 раз в каждую сторону.

8. Наклоны в стороны.

Эти упражнения повышают гибкость позвоночника в разных направлениях, увеличивают силу мышц живота и спины. Развивают вестибулярный аппарат, укрепляют внутренние органы.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Наклониться вправо, не смещая туловища вперед. Правая рука опускается вдоль ноги, левая — поднимается к подмышке. Голову одновременно наклонить вправо.

Сразу же начать движение в другую сторону.

Наклониться как можно сильней по 10 раз в каждую сторону.

9. Наклоны к ногам.

Эти упражнения также укрепляют внутренние органы, развивают вестибулярный аппарат, развивают гибкость позвоночника, снимают статическое напряжение.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Поднять прямые руки над головой ладонями вперед.

С выдохом нагнуться вперед, сгибаясь в поясе. Наклонившись, постараться пронести прямые руки как можно дальше между ногами.

Сразу же выпрямиться и прогнуться подальше назад. Следить, чтобы голова во время движений оставалась между руками. Повторить без остановки 10 раз.

Этот комплекс упражнений может выполняться в середине или ближе к концу занятий. При этом не только развивается сила и ловкость детей, но также проходит усталость, улучшаются зрение и память.






map