Обучение учащихся с ЗПР



Основные группы трудностей при обучении учащихся с ЗПР.

Трудности, которые испытывают школьники с ЗПР при усвоении учебного программного материала по русскому языку, чтению, математике различны и разделены на 3 группы (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения.

Обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

Связана с недостатками в формировании регуляторного компонента письма, чтения и вычислительных умений; несформированности самоконтроля и саморегуляции

— несформированность зрительно- двигательных координаций;

— недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;

— недостатки в развитии микромоторики;

— нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);

— «печатание» букв;

— плохой, небрежный почерк;

— очень медленный темп письма;

— сильный тремор;

— напряжение руки при письме;

-низкая скорость чтения;

-слоговой тип чтения;

— низкий уровень понимания читаемого.

— замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

— пропуск букв при письме и чтении;

— недописывание слов и предложений;

— замена или удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;

— трудности понимания лов, сходных по звуковому составу, искажения смысла слов;

— неправильное чтение похожих по начертанию букв;

— затруднения при слиянии бук в слоги, слоги в слова;

— отсутствие устойчивых навыков счёта;

— незнания отношения между смежными числами;

— трудности перехода от конкретного плана в абстрактный план;

— неумение решать задачи;

— тугодумость.

— неумение обнаруживать свои ошибки;

— возрастание количества ошибок к концу работы;

— выполнение требований учителя в неполном объёме;

— трудности в формировании двигательного навыка письма;

-медленный темп письма, чтения, счёта.

Диагностика трудностей (см. табл.2,3.4,5)

Диагностика трудностей, связанных с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтении.

Таблица 2.

Ф. И.

уч-ся

Трудности письма

Несформ.

зрит. – двиг. координац.

Недост.

уровень

\дифференц.

мышечн.

усилий

Недост.

в развит.

микромо

торики

Нестаб.

графич.

Форм

по высоте,

ширине,

наклону

Плохой

почерк

Медленный

темп

письма

Сильный

тремор

Печатан.

букв

Большое

напряж.

руки

Таблица 3

Ф. И.

уч-ся

Трудности чтения

Низкая скорость

чтения

Слоговой тип чтения

Низкий уровень

понимания читаемого

Диагностика трудностей, обусловленная особенностями формирования когнитивного компонента навыка письма, чтения, вычислительных умений.

Таблица 4.

Ф. И.

уч-ся

Трудности

Замена, пропуск

букв, недописывание слов, замена или удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв

Трудности понимания слов, искажение смысла слов

Неправильное чтение похожих по начертанию букв

Затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова

Отсутствие устойчивых навыков счёта

Незнание отношений между смежными числами

Трудности перехода из конкретного плана в абстрактный

Неумение решать задачи

тугодумость

Диагностика трудностей, связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и

Таблица 5.

Ф. И.

уч-ся

трудности

Неумение обнаруживать свои ошибки

Возрастание количества ошибок к концу работы

Выполнение требований учителя в неполном объёме

Трудности в формировании двигательных навыков письма

Медленный темп письма

Все эти трудности обусловлены недоразвитием познавательных процессов.

Особенности познавательных процессов школьников с ЗПР.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Недостаточность развития мыслительной деятельности у большинства учеников данного класса в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумение выделять существенное и др.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности приводит к тому, что ребята испытывают трудности в формировании правил на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.

В овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать.

У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщённостью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнении устанавливать взаимооднозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.

Особенности познавательной деятельности у учащихся с ЗПР проявляются в недостаточной сформированности внимания. В исследованиях Г.И. Жаренковой убедительно показано, что свойственные детям рассматриваемой категории пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления.

У одних детей моего класса максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

Недостаточное развитие процессов произвольного внимания являются причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывание слов и предложений, лишних вставок букв, пропуск букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении «потеря» строки, повторное считывание той же строчки.

Исходя из выше сказанного, становится ясно, что недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.

Многие дети испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего, это проявляется в том, что ученики не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

Существе6нным недостатком восприятия является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.

У всех ребят наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного.

В первую очередь это установлено в исследованиях В.Л. Подобеда, у таких учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала.

Недостатки развития памяти проявляются в нечётком запоминании алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо — зрительно- двигательных образов отдельных букв и слов, нечётком запоминании правил правописания, законов, последовательности выполнения задания.

Эти особенности познавательной деятельности препятствуют усвоению ими программного материала.

Из выше сказанного ясно, что по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащиеся моего класса значительно отличаются от нормально развивающихся школьников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Педагогические приёмы для коррекции недостатков внимания и восприятия.

— учитывать все раздражители, имеющие повышенную интенсивность, невольно привлекают внимание ребёнка;

— речь учителя должна быть чёткой, оптимально громкой, с переменными интонациями, приуроченным к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение;

— использование интересного наглядного материала в начале урока;

— усвоение нового осуществляется на основе известного, т.е. накопленного в памяти;

— все сообщаемые сведения следует неоднократно повторять:

-наглядный материал должен быть свободен от лишних, не используемых непосредственно на данном уроке деталей;

— предъявление основного и вспомогательного материала должно происходить в оптимальных условиях ;

— класс должен быть хорошо освещен: иллюстрации должны быть достаточно чёткими и крупными;

— не вывешивать на стенах класса наглядные пособия, плакаты, панно, которые не относятся непосредственно к теме данного урока;

— наглядный материал должен сопровождаться подробными словесными комментариями;

— целесообразно время о времени переключать детей на выполнение другого вида учебной деятельности, организовывать короткие перерывы, стимулировать их деятельность похвалой, одобрением, но в то же время, в связи с недостаточностью такого свойства внимания, как переключаемость, смена видов деятельности не должна быть слишком частой.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР.

Формирование познавательных способностей – процесс очень сложный. Несформированные способностей ведут к недоразвитию личности.

Коррекция недостатков в развитии способностей ребёнка – важнейшее направление моей работы.

Основная цель коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.

Основная задача – психолого педагогическая коррекция отклонений в развитии ребёнка на основе создания оптимальных психолого – педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребёнка.

Основные принципы коррекции.

1)Единство коррекции и развития (решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого – педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка).

2)Единство возрастного и индивидуального в развитии (индивидуальный подход к ребёнку в контексте его возрастного развития).

3) Единство диагностики и коррекции (задачи коррекционной работы могут быть определены на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития).

4)Деятельностный принцип осуществления коррекции (предполагает проведение коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребёнка в сотрудничестве со взрослым; выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели).

5)Подход к каждому ребёнку как к одарённому.

Коррекция недостатков развития познавательных процессов осуществляется как на уроках, так и на групповых индивидуальных занятиях общеразвивающей и предметной направленности. Это осуществляется, используя игры, специальные задания и упражнения.

РАЗВИТИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ:

1) Словарный диктант; математический диктант.

2) Комментированное письмо, решение примеров.

3) Обнаружение ошибок в тексте, в решении примеров, уравнений и.т.п.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map