Обучние культуре речи



Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

Большую роль в речевом развитии учащихся начальной школы имеет внеклассная работа. Она позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся младших классов.

Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу на поиск дальнейших методических приемов, связанных с определением места и роли уроков развития речи и внеклассных занятий по развитию речи в системе обучения русского языка. Это чрезвычайно актуально для всех звеньев школы, поскольку развитие речи как цель обучения, как средство формирования языковой личности является сквозной линией, пронизывающей программы русского языка.

Учитель начальных классов решает множество задач по воспитанию и обучению растущей личности. При этом развитие речи учащихся едва ли не самая главная. И как бы ни было хорошо поставлена работа по развитию речи на уроках в младших классах, обычно в сельской школе, практика показывает, что без продолжения этой работы во внеурочное время, трудно научить учащихся свободно говорить по-русски. Правда, благодаря современной технизации села, учащиеся ежедневно сталкиваются с русской речью и вне школы. (Они смотрят телепередачи и кинофильмы, слушают радиопередачи). Но и радио, и телевизор, и кинофильмы развивают у сельского школьника навыки аудирования, но мало способствуют развитию свободной речи. Для этого важным условием является систематическая работа по развитию речи вне урока.

Во внеклассной работе по развитию речи мы исходим из того, что важной особенностью психического развития младшего школьника является обостренная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственно- психологических норм и правил, во-вторых, готовность детей к овладению новых знаний.

Исследователями давно замечено, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и друзья, с которыми общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется коллективное творчество, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.

Положительное влияние на создание благоприятной речевой среды в школе может оказать внеклассная работа по развитию речи, где учащиеся могут совершенствовать свою речь. В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать.

Цель занятий – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.

Приемы работы над народными сказками.

Богатый материал для развития детского воображения и развития речи представляют русские народные сказки, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалочки, потешки… В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они отличаются построением, широким использованием языковых средств. Поэтому в процессе работы над инсценированием сказок используем элементы устного народного творчества для “обогащения речи учащихся различными языковыми средствами речевых недочетов, для овладения произносительными нормами языка, а также произносительными средствами речи”.

Совместно организованная игра, инсценирование потешек, стихов, ролевые игры ставят учащихся перед необходимостью использования запаса речевого материала, в них усиливается самоконтроль собственной речи, кроме того, условия большинства игр таковы, что за речью и действиями каждого играющего внимательно следит не только ведущий, но и каждый ее участник.

Обучение творчеству процесс длительный требует многократного и разнообразного повторения. Процесс развития воображения и на его основе самостоятельного творчества детей разделили на два этапа. Первый был в первом и втором классах, где проводили работу с народными сказками о животных. Эти сказки самые древние, невелики по размеру и более просты по своей композиции.

– А что такое сказка? Сказка- это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.

Рассматриваем эту работу, как подготовительный этап к работе над волшебной сказкой. Уяснение жанровой особенности народной сказки дает детям как бы строительный материал для личного творчества. Психологи указывают, что фантазия воображение рождаются на основе личного опыта, а детям необходимо показать разные его пути. В итоге этой работы, направленной на то, чтобы возбудить интерес, уважение к выдумке, фантазии, развить речь, мы провели утренник “Путешествие в страну сказок”. Утренник проводится в игровой форме. Материал утренника способствует расширению кругозора, развитию мыслительных операций и речевых умений учащихся. Основой утренника являются сказки о животных, которые детям не произвольно запомнились, полюбились, вошли в их жизнь.

Но это работа будет эффективной лишь в том случае, если у учащихся будет развито языковое чутье. Поэтому важнейшей задачей в школе является создание языковой ситуации вне урока, в нестандартной обстановке, где ребенок раскрывается легче. В школе при владении русским языком основной причиной является недостаток языкового общения. Языковое чутье, психологический механизм, которое состоит из соотношения сознательного и бессознательного, можно воспитать через развитие разговорной речи, которое представляет бессознательное обобщение, многочисленных актов речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. / В надзагл. Министерство нар.обр. Якутской Саха ССР.

2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М., Педагогика,1974.

3 Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет.- Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

4. Ушинский К.Д. Родное слово – Собрание сочинений.-том 6. М, Л.1948 –1952.




map