Ох уж этот гололёд



Организационная информация

Автор урока: Зырянова Мария Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма

Методическая информация

Предмет: окружающий мир

Возраст обучающихся: 3 класс, 10 лет

Тема урока: Ох, уж этот гололёд!

Тип урока: усвоение новых знаний

Обобщение урока: любое вещество (сахар, соль и т.д.), растворяясь в воде, снижает температуру отвердевания. Особенно существенное влияние оказывает на этот процесс соль. Благодаря добавлению большого количества льда и соли, температура воды падает.

Цель урока: дать научное объяснение такому явлению окружающего мира как гололёд для обеспечения безопасности в зимнее время года

Задачи:

Образовательные: расширить существующие знания учащихся о гололёде, раскрыть физическую природу борьбы с данным явлением окружающей действительности; формировать умение работать с элбеор (электронный датчик измерения температуры)

Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: воспитывать активное познавательное отношение к окружающему миру, воспитывать умение слышать уважать мнение другого человека.

Цель экспериментальной работы: познакомить младших школьников с физическим свойством соли – снижать температуру замерзания воды.

Планируемый результат:

Дети учатся: — проводить опыты, использовать электронный датчик температуры; — следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.

Умения, характеризующие достижение этого результата: — определять цель экспериментальной работы, выстраивать план проведения опыта и фиксировать результаты с помощью ИКТ с установленной программой Logger Lite; — составлять план проведения опыта, предлагать порядок его проведения; — выбирать из предложенного набора необходимое для проведения опыта оборудование; — проводить измерения температуры с помощью электронного датчика температуры; — фиксировать результаты наблюдений и опыта в предложенной форме (таблица); — следовать инструкции (плану) при самостоятельном проведении опыта.

Личностные универсальные учебные действия: расширение мотивационной основы учебной деятельности: учебно-познавательные, социальные мотивы; интерес к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач;

Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение.

Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Материалы к уроку: компьютер с установленной программой Logger Lite; электронный датчик температуры; стакан, водопроводная вода; кубики льда; пластмассовая ложка; одноразовые перчатки; соль, сахар, сода, песок, бумажные салфетки; пластиковый поднос, интерактивная доска, изображения явлений природы.

Ход урока

I этап учебного занятия: мотивация или создание проблемной ситуации

(этап порождения проблемы в структуре полного акта мышления)

Цель

Задачи

Длительность

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывает психологическую необходимость поиска и является регулятором этого поиска.

Подготовить учащихся к работе на уроке, совместно с учителем определить тему, цели урока, а так же цель проведения опытно-экспериментальной работы, объект и предмет исследования, выдвинуть предположения решения проблемы, актуализировать имеющиеся знания о гололёде.

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Сегодня наш урок мы проведём в научной лаборатории. Теперь мы с вами, коллеги, научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на плодотворную работу. Вы готовы отправиться в большой мир открытий? Тогда в путь! Наш девиз …

Внимательно рассмотрите изображения на интерактивной доске: радуга, роса, гололёд, гроза. Как назвать данные слова одним словом? Как вы считаете, какое слово «лишнее» и почему?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Что вы знаете об этом явлении природы?

Чем опасен гололёд?

Какие способы борьбы с гололёдом вам известны? (Если дети не называют такой способ, как посыпание дорог солью, то предлагаю детям просмотреть мультфильм «Весёлая карусель №25 «Гололедица» по В. Берестову. Если называют данный способ, то автоматически задаю вопрос: А почему дороги зимой посыпают солью, а не каким другим веществом?)

Вашему вниманию сейчас будет представлен мультфильм «Гололедица» по стихотворению В. Берестова. Задайте мне вопросы по содержанию данного мультфильма. Один из этих вопросов «Почему дороги посыпают именно солью во время гололёда?» и станет проблемой нашего исследования. Каким свойством обладает соль, в отличие от других веществ, что делает её полезной зимой?

На доске:

Проблема исследования:…………………………………………

Цель исследования:……………………………………………….

Объект исследования:…………………………………………….

Предмет исследования:…………………………………………..

Каковы будут ваши предположения на этот счёт?

На доске фиксируются все предположения.

Гипотеза: предположим, что ……………………………………..

Итак, для ответа на вопрос «Почему дороги посыпают именно солью во время гололёда?» мы проведём опыт.

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» Роман Сеф.

Явления природы.

Гололёд – это зимнее явление природы, а все остальные — относятся к летним явлениям природы.

Тема нашего урока: Гололёд

ГОЛОЛЕД – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Обычно гололед наблюдается при температуре воздуха от 0’С до минус 3’C. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров.

ГОЛОЛЕДИЦА – это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

Травмы и аварии на дорогах.

Улицы, дороги посыпают песком, на обувь клеят пластырь, покупают спец. обувь – ледоступы и т.д.

Методика «Цветик-семицветик».

Учащиеся задают различного типа вопросы:

Описательные вопросы;

Каузуальные вопросы;

Субъективные вопросы;

Воображаемые вопросы;

Оценочные вопросы;

Вопросы, ориентированные на будущее.

«Почему дороги посыпают именно солью во время гололёда?»

Как соль и другие вещества влияют на температуру замерзания воды.

Соль, сахар, сода, песок

Процесс взаимодействия соли и др. веществ с водой и льдом.

Предположения обучающихся.

Предположим, что не только соль влияет на температуру замерзания воды, но и другие вещества (Н-р, сахар, сода, песок, крахмал).

II этап учебного занятия: исследование

(этап поиска решения в структуре полного цикла продуктивного мышления)

Цель

Задачи

Длительность

Поиск решения проблемы

Выяснить как влияют различные вещества (соль, сахар, сода, песок) на температуру замерзания воды

20 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Как вы думаете, что нужно нам для проведения опыта, как мы будем проводить опыт?

Учитель определяет несколько рабочих групп по 5-6 человек во главе с руководителем группы. Каждая группа работает с одним веществом, добавляя их в воду со льдом, обучающиеся проверяют, как изменится температура.

Учитель распределяет роли между участниками группы, предлагая воспользоваться инструкционной картой.

Приложение

Рабочий лист №1

Убедитесь, что датчик температуры подключён к компьютеру. Запустите программу Logger Lite. Откройте файл занятия. Для этого сделайте следующее: нажмите кнопку ОТКРЫТЬ, откройте папку Elementary Science (Основы естественных наук), откройте файл Cold as Ice (Холодная как лёд).

Наполните стакан с водой на 1/3 объёма. Определите температуру воды:

а) Погрузите в стакан щуп датчика температуры и осторожно перемешайте им воду. Постарайтесь ничего не разлить!

б) Нажмите кнопку Сбор данных (Collekt).

в) В таблице на экране монитора посмотрите на значения температуры в столбце Последний эксперимент.

г) Найдите наименьшее значение в столбце Последний эксперимент и занесите его в таблицу данных (графа «Температура воды»).

2. Подпишите и сохраните данные:

а) В меню Вставка выберите пункт Подпись. Введите в появившемся окошке слово «Вода».

б) Переместите подпись со стрелкой поближе к графику.

в) Чтобы сохранить данные, нажмите кнопку Сохранить.

3. Проведите сбор данных для воды со льдом. Для этого выполните следующие действия:

а) Положите в стакан столько льда, чтобы уровень воды поднялся до 2/3объёма.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом, повторив действия шагов 5-6.

в) Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом».

4. Выполните сбор данных для воды со льдом и солью:

а) Добавьте 2 столовые ложки соли в стакан с ледяной водой.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом и солью, повторив действия шагов 5-6. Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом и солью 1», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом и солью 1».

5. Выполните сбор данных для воды со льдом и солью:

а) Добавьте 4 столовых ложек соли в стакан с ледяной водой.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом и солью, повторив действия шагов 5-6. Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом и солью 2», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом и солью 2».

6. Подготовьте план ответа (отчёта о работе группы) с помощью помощника ответа с незавершёнными предложениями.

Рабочий лист №2

Убедитесь, что датчик температуры подключён к компьютеру. Запустите программу Logger Lite. Откройте файл занятия. Для этого сделайте следующее: нажмите кнопку ОТКРЫТЬ, откройте папку Elementary Science (Основы естественных наук), откройте файл Cold as Ice (Холодная как лёд).

Наполните стакан с водой на 1/3 объёма. Определите температуру воды:

а) Погрузите в стакан щуп датчика температуры и осторожно перемешайте им воду. Постарайтесь ничего не разлить!

б) Нажмите кнопку Сбор данных (Collekt).

в) В таблице на экране монитора посмотрите на значения температуры в столбце Последний эксперимент.

г) Найдите наименьшее значение в столбце Последний эксперимент и занесите его в таблицу данных (графа «Температура воды»).

2. Подпишите и сохраните данные:

а) В меню Вставка выберите пункт Подпись. Введите в появившемся окошке слово «Вода».

б) Переместите подпись со стрелкой поближе к графику.

в) Чтобы сохранить данные, нажмите кнопку Сохранить.

3. Проведите сбор данных для воды со льдом. Для этого выполните следующие действия:

а) Положите в стакан столько льда, чтобы уровень воды поднялся до 2/3объёма.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом, повторив действия шагов 5-6.

в) Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом».

4. Выполните сбор данных для воды со льдом и содой:

а) Добавьте 2 столовые ложки соды в стакан с ледяной водой.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом и солью, повторив действия шагов 5-6. Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом и содой 1», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом и содой 1».

5. Выполните сбор данных для воды со льдом и содой:

а) Добавьте 4 столовых ложек соды в стакан с ледяной водой.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом и солью, повторив действия шагов 5-6. Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом и содой 2», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом и содой 2».

6. Подготовьте план ответа (отчёта о работе группы) с помощью помощника ответа с незавершёнными предложениями:

1. Мы проводили опыт с водой со льдом и __________.

2. Мы узнали, что при добавлении _______ температура ______________.

3. Оказывается, если увеличить количество __________в 2 раза, то температура ________.

4. Мы сделали вывод: при добавлении ________в воду со льдом температура __________.

Рабочий лист №3

Убедитесь, что датчик температуры подключён к компьютеру. Запустите программу Logger Lite. Откройте файл занятия. Для этого сделайте следующее: нажмите кнопку ОТКРЫТЬ, откройте папку Elementary Science (Основы естественных наук), откройте файл Cold as Ice (Холодная как лёд).

Наполните стакан с водой на 1/3 объёма. Определите температуру воды:

а) Погрузите в стакан щуп датчика температуры и осторожно перемешайте им воду. Постарайтесь ничего не разлить!

б) Нажмите кнопку Сбор данных (Collekt).

в) В таблице на экране монитора посмотрите на значения температуры в столбце Последний эксперимент.

г) Найдите наименьшее значение в столбце Последний эксперимент и занесите его в таблицу данных (графа «Температура воды»).

2. Подпишите и сохраните данные:

а) В меню Вставка выберите пункт Подпись. Введите в появившемся окошке слово «Вода».

б) Переместите подпись со стрелкой поближе к графику.

в) Чтобы сохранить данные, нажмите кнопку Сохранить.

3. Проведите сбор данных для воды со льдом. Для этого выполните следующие действия:

а) Положите в стакан столько льда, чтобы уровень воды поднялся до 2/3объёма.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом, повторив действия шагов 5-6.

в) Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом».

4. Выполните сбор данных для воды со льдом и сахаром:

а) Добавьте 2 столовые ложки сахара в стакан с ледяной водой.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом и солью, повторив действия шагов 5-6. Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом и сахаром 1», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом и сахаром 1».

5. Выполните сбор данных для воды со льдом и солью:

а) Добавьте 4 столовых ложек сахара в стакан с ледяной водой.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом и сахаром, повторив действия шагов 5-6. Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом и сахаром 2», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом и сахаром 2».

6. Подготовьте план ответа (отчёта о работе группы) с помощью помощника ответа с незавершёнными предложениями:

1. Мы проводили опыт с водой со льдом и __________.

2. Мы узнали, что при добавлении _______ температура ______________.

3. Оказывается, если увеличить количество __________в 2 раза, то температура ________.

4. Мы сделали вывод: при добавлении ________в воду со льдом температура __________.

Рабочий лист №4

Убедитесь, что датчик температуры подключён к компьютеру. Запустите программу Logger Lite. Откройте файл занятия. Для этого сделайте следующее: нажмите кнопку ОТКРЫТЬ, откройте папку Elementary Science (Основы естественных наук), откройте файл Cold as Ice (Холодная как лёд).

Наполните стакан с водой на 1/3 объёма. Определите температуру воды:

а) Погрузите в стакан щуп датчика температуры и осторожно перемешайте им воду. Постарайтесь ничего не разлить!

б) Нажмите кнопку Сбор данных (Collekt).

в) В таблице на экране монитора посмотрите на значения температуры в столбце Последний эксперимент.

г) Найдите наименьшее значение в столбце Последний эксперимент и занесите его в таблицу данных (графа «Температура воды»).

2. Подпишите и сохраните данные:

а) В меню Вставка выберите пункт Подпись. Введите в появившемся окошке слово «Вода».

б) Переместите подпись со стрелкой поближе к графику.

в) Чтобы сохранить данные, нажмите кнопку Сохранить.

3. Проведите сбор данных для воды со льдом. Для этого выполните следующие действия:

а) Положите в стакан столько льда, чтобы уровень воды поднялся до 2/3объёма.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом, повторив действия шагов 5-6.

в) Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом».

4. Выполните сбор данных для воды со льдом и песка:

а) Добавьте 2 столовые ложки песка в стакан с ледяной водой.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом и солью, повторив действия шагов 5-6. Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом и песком 1», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом и песком 1».

5. Выполните сбор данных для воды со льдом и солью:

а) Добавьте 4 столовых ложек песка в стакан с ледяной водой.

б) Выполните сбор данных для воды со льдом и солью, повторив действия шагов 5-6. Показания температуры занесите в графу «Температура воды со льдом и песком 2», а в окошке подписи к графику введите текст «Вода со льдом и песком 2».

6. Подготовьте план ответа (отчёта о работе группы) с помощью помощника ответа с незавершёнными предложениями:

1. Мы проводили опыт с водой со льдом и __________.

2. Мы узнали, что при добавлении _______ температура ______________.

3. Оказывается, если увеличить количество __________в 2 раза, то температура ________.

4. Мы сделали вывод: при добавлении ________в воду со льдом температура __________.

Выслушиваются ответы детей и вместе с детьми составляется план проведения открытия – Шаг за шагом:

Вспомнить технику безопасности при проведении опытов.

Распределить роли между участниками, воспользовавшись инструкционной картой

Выполнить мини-исследование согласно рабочему листу.

Подготовиться к защите полученных результатов.

Вывод по проблеме исследования.

Учащиеся делятся на группы 4 группы (метод распределения на группы «Лотерея») согласно объекту исследования:

1 группа: соль;

2 группа: сахар;

3 группа: сода;

4 группа: песок.

Инструкционная карта



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map