Охрана растений урок окружающего мира в 3 классе



Тема: Охрана растений.

Цели урока:

Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.

Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;

Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

2. Введение в тему. СЛАЙД 1.

Послушайте экологическую сказку.

— На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

— Почему лось заплакал?

— Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

— Послушайте стихотворение о подснежниках.

Подснежник.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки …

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

“Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!” (И. Абдулаева)

— Почему же нельзя рвать цветы?

IV. Сообщение темы урока.

— Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.

— Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.СЛАЙД 2

— Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

3. Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.

-Проведём краткий опрос по изученному материалу.

Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Как происходит опыление растений?

-Что образуется на месте цветов после опыления?

— Назовите насекомых-опылителей.

— Как распространяются плоды и семена растений?

— Какие условия нужны для прорастания семян?

— Как развивается растение из семени?

Во время опроса двое учеников работают по карточкам с индивидуальными заданиями:

Карточка 1.

— Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:

Клён …

Одуванчик …

Сосна …

Репейник …

Ель …

(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник – животными, человеком).

Карточка 2.

— Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя

Взрослое растение с плодами и семенами

Проросток с развивающимся корешком

Взрослое растение с цветками

Проросток с развивающимся стеблем и листочками

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами).

Проверка заданий по карточкам.

4. Викторина “Узнай растение”.СЛАЙД 3.

Учитель читает описание растения. Отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

1)Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш)

2)У какого лиственного дерева, даже в самый жаркий день, кора остаётся прохладной?(берёза).

3)Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон.(колокольчик).

V. Значение растений для животных и человека. Беседа.СЛАЙД 4-5.

— Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения для животных?

(Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем).

— А какое значение имеют растения для человека?

( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани – лён, хлопок.)

6. Знакомство с Красной книгой.СЛАЙД 6.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

— Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)

— Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

— Ребята нам приготовили сообщение о растениях из Красной книги.

Слайды 7- 12

— Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

7.Физкульминутка “Бабочка”.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

8. Лекарственные растения.Слайд13

Учитель: Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.

— Рассмотрим выставку лекарственных растений.

Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.

Женьшень – одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. “Жень” на китайском языке означает человек, а “шень” — корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.

В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.

— Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.

Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.

— Атеперь рассмотрите космитические средства и найдите, какие лекарственные растения входят в состав этих средств.

Практическая работа.

9.Групповая работа.СЛАЙД 14

1группа- выписать все растения, которые растут рядом: в классе, на клумбах, возле дома и т.д.

2группа- придумать правила обращения по защите растений, экологические знаки

3 группа-

10.Экологический светофор.СЛАЙД 15

-Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” — радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” — задумались они, — “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” — договорились между собой Катя и Света.

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

-В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. ”.

11. обобщение по теме,

— Из-за чего дикорастущие растения становятся редкими?

— Где растения находятся под особой охраной?

— Можно ли собирать растения в природе?

X2. Вывод.

— Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

— Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:

“Охранять природу – значит охранять Родину”.СЛАЙД 16.

XVI. Домашнее задание.

Читать и пересказывать материал в учебнике на стр. 84-88; подготовить сообщение о любом растении.

Подснежник.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки …

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

“Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!” (И. Абдулаева)

Венерин бошмачок- однаиз самых красивых северных орхидей. Крупная желтая губа- средний лепесток- имеет форму туфельки с загнутыми краями. Попав туда, пчелы начинают искать выход. Но пыльник суживает проход, и пчела выползает из цветка с большой подушечкой липкой пыльцы, прикленной к груди. Слабые насекомые иногда навсегда приклеиваются к пыльникам, загораживая собой выход.

Подорожник.

Эта трава всегда на виду. Идешь ли берегом реки, выгоном, лесной дорогой или деревенской улицей, подорожник попадается всюду. Вот уж истинно зеленый попутчик. В местах безлюдных, глухих подорожника почти нет, зато в обжитыхЮ хоженных его много. Ведь подорожник распространяется в основном с помощьюлюдей. Осенью, когда тугие колоски подорожника вытряхивают из коробочек клейкие семена, мы, сами того не замечая, зацепляем их с кусочками грязи на обувь. И, конечно, разносим. Помогают нам в этом и домашние живоные, особенно лошади и коровы.






map