Охрана растений_48791



МОУ «Ютазинская средняя общеобразовательная школа»

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Охрана растений

Подготовила:

учитель начальных классов

Галлямова С. В.

2010

Тема: Охрана растений.

Цели урока:

познавательная: познакомить с основными экологическими правилами; формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;

развивающая: развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы; закреплять нормы и правила поведения в природе;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, позитивное отношение к окружающей природе.

Оборудование: слайды

Ход урока:

Оргомент

Проверка домашнего задания:

— На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить еще одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста:

Тест.

Помидору, чтобы вырасти сочным нужна хорошая ………

а) почва

б) вода

в) воздух

Слой почвы толщиной 18 см. вода может смыть в лесу за 50 тыс. лет, а там где нет растений, всего за 15 лет. Как можно защитить почву?

а) хорошо поливать

б) посадить растения

в) внести много удобрений

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

а) пыль

б) дым

в) воздух

Как можно помочь сохранить чистый воздух?

а) посадить растения

б) использовать животных вместо машин

Не умыться, не напиться,

Листику не распуститься,

Без нее прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда,

Всем везде нужна …….

а) вода

б) пища

в) одежда

III. Сообщение темы и целей урока:

— Иногда бывает так: попадается нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – еще один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвем… А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в автобусах, когда возвращаются в город с лона природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.

Чтобы этого с нами не случилось, мы и поговорим сегодня об охране растений. Тема урока так и называется «Охрана растений».

IV.Изучение нового материала:

Беседа «Значение растений»:

— Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на земле.

— Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством)

А какое значение имеют растения для человека? (Человек от растений получает кислород, пищу, лекарства, ткани (лен, хлопок), древесину)

— К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

2. Работа по учебнику (с. 86)

— Прочитайте правила друзей природы.

— Рассмотрите запрещающие знаки.

3. Слово учителя:

— Сбор дикорастущих растений для букетов – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды. А какие, мы сейчас с вами узнаем, поиграв в игру «Узнай растение».

А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.(Колокольчик)

Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечных листьев. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовитая. (Ландыш)

В) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь он появляется, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено. Холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница)

— Запомните, выросший на лугу цветок находиться здесь у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Поэтому, дикорастущие растения должны оставаться в природе.

— Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много. Но часть из них нужно обязательно оставлять. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пижму, тысячелистник. Но в этом случае надо помнить правила сбора лекарственных трав. Лекарственные растения – ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось.

4. Сообщения учащихся с презентацией:

— подорожник;

— тысячелистник.

Физминутка

V. Закрепление изученного материала:

1. Работа со слайдами:

— Давайте вспомним правила поведения на природе.

— А какие еще правила охраны растений вы знаете? (Не ломайте ветви деревьев и кустарников; не повреждайте кору деревьев; не собирайте березовый сок)

2. Кроссворд:

Вопросы к кроссворду:

1.Растение с красивыми желтыми цветами, чуть поднимающимися над поверхностью воды (кубышка)

2.Животное, бывает бурым, белым, любит мед (медведь)

3.Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает (воробей)

4..Особо охраняемая территория, где запрещены все виды хозяйственной деятельности, охраняются растения и животные (заповедник)

5.Хищное животное из семейства кошачьих (тигр)

6.Рождаются эти птицы в сером оперении, а потом розовеют (фламинго)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради:

а) задание 2 с. 37

— Пронумеруйте примеры отрицательного воздействия человека на мир растений.

— Расскажите с помощью этих знаков, почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими.

б) творческое задание (4 с.38)

— Раскрасьте охраняемые растения.

VI . Итог урока:

— Какие правила нужно соблюдать, чтобы не оказывать отрицательного воздействия на растения?

VII. Домашнее задание:

Ответить на вопросы «Проверь себя» с. 87, задание 5 с.38-39 в рабочей тетради.






map