Охрана воды



Начальная школа № 16

« Утверждаю»

Зам.дир по МР

Бертлеуова А.Е.

_______________

От «___» ____2011г.

Открытый урок на тему « Охрана воды»

Учитель: Нысанбаева Г.А

Предмет- познание мира

Урок- игра ( обобщение)

Класс- 3 Б

.

Жанаозен- 2011г.

Тема: Охрана воды

Цель: формировать знания об охране воды, развить наблюдательность, кругозор, внимание, воспитать бережное отношение к природе, окружающей среде.

Оборудование: таблица, телевизор, видеомагнитофон, диск.

ХОД:

Оргмомент

Тренинг « Дыхание счастья»

При вдохе мысленно вдохните аромат полевых цветов, радость, удачу, тепло, а при выдохе выдохните печаль, злость, гнев, обиды.

— Вы слыхали о воде?

Говорят она везде?

В луже , в море,в океане,

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

На плите у нас кипит

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Сообщение темы и плана урока.

-Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме Охрана воды. Наш класс разделен на 3 группы – команды:1группа-«Реки», 2группа-« Озера», 3 группа- «Моря и океаны».

Вам предстоит сегодня на уроке — игре показать свои знания по пройденным темам .из раздела Вода.

Каждая команда должна набрать как можно больше очков- капелек и в конце урока мы подсчитаем и выявим команду- победителя.

Работаем по плану игры:

1 тур: Блиц-опрос

2 тур: Защита работы темы( домашнее задание)

3 тур: Экологическая задача

4 тур: Групповое задание « В команде»

5 тур: Вопросы капитанам.

Итак, начинаем 1 тур « Блиц- опрос».

Кто знает ответ на вопрос, поднимает красную карточку.

Как называется начало реки? исток

Какое озеро самое большое? Каспийское

Какое озеро самое глубокое? Байкал

Перечислите моря , названия которых обозначает цвет? Белое, Черное , Красное, Желтое

Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное

Какие свойства имеет вода? ( не имеет цвета, запаха, текуч, прозрачен)

Закончите пословицу: Где вода, там ………..и радость.

Пресные водоемы , созданные человеком – это… пруд, колодец

Самый большой океан Земли.( Тихий)

Подсчет очков –капелек.

2 тур « Защита темы».

1 группа защищает свою тему « Реки».( показ слайда реки).

Река- это поток воды, которое течет по руслу. Реки бывают равнинные, они широкие, спокойные, берега рек богаты растительностью.

Реки бывают горные- они образуются в горах, их питают воды ледников, эти реки бурные, быстрые.

Болотные реки- спокойные, тихие, извилистые.

Реки — это основной источник питьевой воды. Речную воду используют для питья, орошения полей. По рекам проходят суда, перевозят людей, и грузы. На реках возводят электростанции, которые вырабатывают электростанции. В реках водится рыба, которую человек использует в пищу.

На территории Казахстана насчитывается 85 000 больших и малых рек. Длина 7 рек превышает 1000 км — Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Или, Чу, Сырдарья.

Реки – это колыбель человечества, человек издавна селился у рек, т.к. без воды нет жизни.

2 группа « Озера».

Озеро- это скопление воды в природном углублении.

В РК более 48 000 мелких озер. Самые крупные из них- Каспийское, Аральское, Балхаш.

Поменьше- Зайсан, Алаколь, Тениз.

На карт пресные озера обозначены синим цветом, а соленые – розовым цветом.

Сточное озеро- то, из которого не вытекают реки. Бессточное -из которых не вытекают реки.

Байкал- самое чистое, холодное озеро , на его дне на глубине 1,5 кмвидны камни. В этом озере самая лучшая вода в мире. В нем водится омуль, голомяка, карпы, сибирские тюлени. В озере есть эпишуры- санитары озер, они поедают микроорганизмы из- за которых цветет вода.

Есть на земле и озеро- убийца. Это озеро находится на острове Сицилии в Италии. На дне этого озера бьют 2 источника, выделяющий серную кислоту.

В Казахстане есть озеро- парадокс. Это озеро Балхаш. У него с 1 стороны вода пресная, а с другой – соленая, потому что впадает в него вода из реки Или.

На берегах озер строят лечебницы, здравницы, санатории, детские лагеря, дома отдыха, где люди поправляют и лечат свое здоровье. На всю страну знаменит курорт Боровое ( Бурабай), расположенный на озерах Бурабай, Караоткель, Малого и Большого Щучье .

Учитель показывает на ДВД (Видеофрагмент о Бурабай)3 мин.

3 группа « Моря и океаны»

Море- это часть океана, большое водное пространство с горько-соленой водой.

Океан- весь водный покров земли, окруженным материками и островами. Океан -это самый глубокий водоем.

В мире насчитывается 45 морей и 4 океана. Среди них самый большой по величине океан – Тихий. В морях и океанах вода соленая, не пригодна для питья. Большая часть земли занимает океан – это ¾ часть суши. В этих водах водятся хищные рыбы.

В РК есть Аральское море( показ на карте), которое в последнее время обмеливает из-за выкачки воды для полива полей.Огромное количество соли, поднимается со дна морского моря и разносится по всей земли сильными ветрами на 1000 км.

Ухудшение экологии этого края сказалось на здоровье людей, проживающих там.

Сейчас решением Правительства РК и Фондом Юнисеф приняты меры по стабилизации и увеличением воды в море путем закачки воды в море из рек.

3 тур « Экологическая задача»

1/ Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает , чтобы почистить и прополоскать рот.

Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?

Саша- 300 гр.

Вова- 3 мин по 1000 гр. ? Во ск. Раз >

Ответ : 3*1000/300=10 раз.

-Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?

2/ Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мамарешила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды ?

Длился- 10 мин

Вытекло- 3л за 1 мин.

Утекло-? Л

Ответ: 3*1*10=30 л

— Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?

3/ Соотнеси картинки к карте.

У истока реки стоит дом лесника. По руслу реки плывет лодка. По берегам речных притоков растет лес. В дельте реки строители построили гидроэлектростанцию.

Физминутка( под музыку волны моря).

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

А теперь поплывем дружно.

Делать так руками нужно

Вместе раз это брасс

Одной другой-это кроль.

Все как один плывем как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

-98 % — воды океанов

-2%- ледники

1/100 %- воды рек, родников. Человеку необходимо для питья пресная, несолёная вода. Этой воды на Земле очень мало.

-Какая проблема стоит перед человечеством и как нужно беречь воду? Что вы предлагаете?

Переходим к 4 туру « В команде»

Каждая команда отвечает на 1 вопрос.

Как сохранить воду на земле ?

Для чего нужна вода? Какая в нем необходимость?

Перечислите пословицы и поговорки о воде?

Зря не разливать воду. Надо экономить каждую каплю воды.

Не загрязнять водоемы а стараться их очищать от мусора

Не ловить и отлавливать раков , моллюсков.

Не засорять мусором водоемы, не плевать в воду.

Вода нужна человеку для:

Питья

Стирки

Мытья

Купания

Кровообращения крови

Приготовления пищи

Входит в состав духов

1.Вода- источник жизни

2. Не плюй в воду- сам из него будешь пить

3. Без воды каши не сваришь

4. Береги воду.

5 тур « Капитанские вопросы»

Каждому капитану задаются 5 вопросов. Задача капитанов ответить на эти вопросы.

1 капитан

Вода- это …..( вещество)

Если температура воздуха опуститься ниже 0 С , то вода перейдет в ? состояние(твердое)

Пар – это ? состояние воды(газообр.)

Вода, пробивающая из -под земли в виде источника, называется…( родником)

Минаральная вода- это …. ( арасан)

2 капитан

Колодцы, в котором вода идет вверх под большим напором ( артезинсктие)

Сколько озер в Казахстане? ( 48000)

Море, которое терпит экологическое бедствие ( Арал)

На берегу этой реки расположен город Астана.( Есиль)

Чем различается туман и облака? ( облака выше, туман ниже над землей)

3 капитан

Курорт в Казахстане, где лечат целебными минеральными водами(Сарыагаш)

Место, где река впадает в озеро или реку?( устье)

Водоупорный слой земли? ( глина)

Перечислите 5 видов осадков? ( дождь, снег, град, роса, иней)

Туман, облака, тучи- это…. ( явления)

Подсчет очков- капелек.

— Море без рыб- не море

Небо без птиц- не небо

Земля без морей- не Земля

А нам без Земли никак нельзя!

Давайте люди беречь все на земле: и воздух, и воду, и траву на земле!

— А теперь одним словом скажем про эти знаки.

Береги воду! Не засоряй! Не выбрасывай мусор в водоем!

Итог урока:

-Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали?

— Чему научились?

Таблица

Что я знал?

Что узнал?

Дом/задания: с. 90-91 чит.

Составить рассказ или сказку по схеме: исток- устье- река- море- океан.






map