Окружающий мир 3 класс Поведение животных



Конспект урока

«Окружающий мир».

3 класс.

( По программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой).

Учитель Кретова Л.Н.

Тема урока: « Поведение животных».

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с животными, которые могут предсказывать землетрясение.

2. Обобщить знания учащихся о поведении животных.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных, учебник, тетрадь.

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение пройденного материала и проверка знаний.

Игра «Семья».

Задание. Найдите каждому взрослому животному его детенышей и расскажите, как оно заботится о своем потомстве.

3.Знакомство с новым материалом.

1)Вступительное слово учителя.

С незапамятных времен человек накапливал знания о поведении животных. Это помогало ему выжить в трудных условиях, успешно охотиться и спасаться от хищников. Люди не только получали непосредственную выгоду, изучая повадки животных, но и делали наблюдения, которые легли в основу будущих научных знаний.

Так, собирая мед диких пчел, человек знакомился с их сложными постройками и сопоставлял с не менее совершенными постройками муравьев и термитов. ( Показ картинок с изображением построек данных животных).

Охотясь на бобров, человек наблюдал, как они строят плотины и хатки, и научился применять опыт этих животных в своей хозяйственной деятельности. (Показ хатки бобров).

Знания о повадках и образе жизни животных пополнялись благодаря развитию скотоводства.

Постепенно выяснилось, что некоторые животные чутко реагируют на изменения погоды, а иногда их предчувствуют. Люди заметили, что ласточки летают низко над землей перед дождем. Ученые установили, что животные наделены особой чувствительностью, которая гораздо выше человеческой: это тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек. (Показ картинок с изображением этих животных).

У многих животных обнаружились особые, недоступные человеку виды чувствительности: у ящериц – способность воспринимать слабые подземные толчки, признаки близкого землетрясения. Среди признаков близкого землетрясения можно назвать беспокойство птиц и домашних животных. Интересно, что жители Японии в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.

Главное в поведении животных – разнообразие действий, с помощью которых животные реагируют на внешние обстоятельства.

2) Работа по учебнику.

а) Чтение и анализ текста «Поведение животных», с.100-101.

-Что означает слово «поведение»?

б) Комментирование рубрики «Выскажи предположение», с.101.

в) Сценки-пантомимы: изобразите, как крадется кошка, вышагивают пингвины, прыгает лягушка, бредет медведь.

г) Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир», с.102.

3).Сообщения учащихся «Мои наблюдения за поведением животных».

— А вы знаете, что птенцы и детеныши млекопитающих животных запоминают образ матери в строго определенном возрасте, уже в течение первых часов жизни. Если в этот период утята не увидят утки, а цыплята – курицы, то впоследствии будут их бояться. Матерью могут стать человек или даже заводная игрушка, оказавшиеся рядом в первые часы жизни.

4) Работа по рисунку учебника.

— Рассмотрите рисунки и назовите, какие органы чувств помогают животным приспосабливаться к окружающей среде.

5) Выполнение заданий в тетради.

Объясните правильные высказывания.

4.Итог урока.

— Что нового из жизни животных вы сегодня узнали?

— Как животные предсказывают землетрясение?

5. Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике (с.100-102).

Найти интересные статьи о поведении животных.




map