Окружающий мир 3



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Технологическая карта № 3

Тема «Где и когда?»

Тема

«Где и когда?» (10 часов)

Цель темы

Формирование представления о времени и его составляющих – прошлом, настоящем и будущем.

Основное содержание темы, термины и понятия

Времена года. Условия, необходимые для жизни животных в разные времена.

Прошлое, настоящее, будущее, динозавры, профессия.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать и правильно употреблять термины и понятия.

Понимать взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим.

Уметь правильно распределять свое время.

Личностные: формирование бережного отношения ко времени.

Регулятивные: приобретение умения бережно относиться ко времени, правильно его распределяя.

Познавательные: осмысление понятий, связанных с темой «Время».

Коммуникативные: знакомство с позитивными способами времяпровождения.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Обучение грамоте. ИЗО. Технология (осознание своего существования во времени; формирование ответственного отношения ко времени; формирование представления о необходимости беречь и правильно распределять время)

Фронтальная, в малых группах, в парах. Индивидуальная.

Учебник «Окружающий мир», ч. II, с. 4 – 21

Рабочая тетрадь с. 29 – 34

Методическое пособие.

Наглядный и раздаточный материал

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Где и когда?»

Проблемная ситуация

Время и малыш

Сказка про время

Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.

Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы — настоящий человек!

Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.

«Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! — думало Время. — Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху».

Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.

Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.

— Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!

Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.

Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.

— Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?

Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.

Время так и сделало.

Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.

— На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!

Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.

Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.

— Ай! Пошел дождь! — воскликнул ребенок.

— Нет никакого дождя, тебе просто показалось, — заметила его подруга, и они продолжали играть.

Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.

Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.

Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: «Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.

Как много всего интересного пройдет мимо него!

Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!»

Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.

— Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!

— Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.

— Ребята, как вы считаете, почему Время так поступило с малышом?

— Что интересного мог пропустить малыш в своей жизни?

II этап. Учебно – познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У).

Диагностические задания

О времени и временах года.

Цель – систематизировать знания учащихся о временах года, днях недели; познакомить с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее».

— Ребята, отгадайте загадку Мудрой Черепахи:

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает

— Ребята, а откуда и куда бежит время?

Задание 1 (П), Учебник, часть II, с.4 – 5

— Что значит прошлое? Настоящее? Будущее?

— Рассмотрите ленту времени. Какие вы были в прошлом? Какие вы в настоящем? Какие будете в будущем?

— Ребята, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой будет завтра?

Задание 2 (З), Рабочая тетрадь, с. 29

— Ребята, а какое сейчас время года?

— Сколько всего времен года? Сколько месяцев в году?

Задание 3 (П), Учебник, часть II, с.6 – 7

— Рассмотрите рисунок. В какое время года носят эту одежду?

Задание 4 (У), Рабочая тетрадь, с.29

Закончите мысль:

Чтобы беречь время, нужно…

Условия, необходимые для жизни животных

Цель – формировать у учащихся представление о далеком прошлом Земли, о разнообразии природы Земли.

На доске рисунки с изображением белого медведя, пингвина, слона.

— Ребята, как вы думаете,

Задание 1 (), Рабочая тетрадь, с.31

— Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, какие из этих вещей понадобятся Муравьишке Вопросику для его путешествия?

— Как называются холодные районы Земли?

— Чем похожи эти районы?

— Одинаковые или разные животные там живут? Какие?

Задание 2 (З), Учебник, часть II, с.8 – 9

— А где же живут слоны?

Задание 3 (П), Учебник, часть II, с.10 – 11

— Какие еще животные там обитают?

Задание 4 (З), Рабочая тетрадь, с. 31

— Ребята, а где зимуют птицы?

Задание 5 (П), Рабочая тетрадь, с. 32

— Кто знает, как помочь птицам, которые не улетают на зиму в теплые края?

Задание 6 (З), Учебник, часть II, с. 12 – 13

— Что вы знаете о динозаврах?

Задание 7 (З), Учебник, часть II, с. 14 – 15

Задание 8 (У), Рабочая тетрадь, с. 33

Закончите предложения:

Зимой многие птицы…

Динозавры – это…

Достижения прошлого и перспектива будущего

Цель закрепить представление учащихся о времени; познакомить с различными событиями, традициями и достижениями людей в разные исторические времена.

— Ребята, как вы думаете, когда появилась одежда?

Задание 1 (П), Учебник, часть II, с. 16 – 17

Задание 2 (З), Рабочая тетрадь, с. 33

— Когда появился велосипед?

— Из каких частей состоит велосипед?

Задание 3 (П), Учебник, часть II, с. 18 – 19

Задание 4 (З), Рабочая тетрадь, с. 34

— Ребята, какими вы были в прошлом?

— Какие вы сейчас?

— А какими вы станете в будущем?

— Какую профессию вы хотели бы получить в будущем?

Задание 5 (П), Учебник, часть II, с. 20 – 21

Задание 6 (П), Рабочая тетрадь, с. 34

Задание 7 (У)

— Какая профессия, по – вашему, самая важная?

Нарисуйте, какой вы представляете себе одежду людей в будущем.

Диагностика качества учебно – познавательной деятельности

Цель – установить степень усвоения учащимися темы «Где и когда?»

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

III этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Цель формировать у учащихся способность к самоорганизации при выполнении учебного задания.

Задания

Предложите условия, необходимые для жизни животных.

Репродуктивное (по образцу)

Для жизни животных должно быть достаточно света.

Для жизни животных должно быть достаточно пищи.

Импровизационное

Предложите свой вариант для жизни животных, который будет отличаться от образца.

Эвристическое

Предложите условия, необходимые для жизни животных, которые вы сможете обеспечить.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля;

контрольное задание

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя

Оценка присутствующего






map