Окружающий мир 4 класс Луг природное сообщество



«Луг – природное сообщество»

4 класс

Цели: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: плакат-схема «Луг», запись звуков летнего луга, гербарий, атлас-определитель, раздаточный материал.

Ход урока:

Орг. момент.

-Выровняйтесь, как стройные березки в роще. И сядем тихо-тихо словно бабочки опустимся на цветы.

II. Проверка домашнего задания.

Игра « Жизнь леса».

Дети сидят парами и у каждой файл с раздаточным материалом. Нужно выполнить задания:

Задание 1.

Разложите растения по ярусам и дайте название ярусам.

Задание 2.

Расселите животных в получившемся лесу.

Задание 3.

Восстановите цепи питания в лесу.

Вывесить работы на доску и оценить каждую пару.

— Что получилось у каждой пары?

— Что такое природное сообщество?

III. Новый материал.

— А сейчас послушайте, о каком сообществе идет речь?

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

И.Суриков

— О каком сообществе идет речь? ( о луге)

— Значит, сегодня мы будем говорить о жизни луга и о луге, как о природном сообществе. Мы должны получить ответы на следующие вопросы:

1. Как называется сообщество?

2. Какие организмы составляют сообщество?

3. Как связаны между собой организмы?

4. Значение сообщества для человека.

5. Влияние человека на сообщество.

6. Охрана сообщества.

— Посмотрите на плакат «Луг» и скажите, сто же такое ЛУГ?

— Луг- это участки растительности со сплошным травянистым покровом. В отличие от леса, на лугу нет ярусности.

— Какие же растения растут на лугу?

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ-как елка.

А еще? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики-вьюнки,

Еще много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Г.Лагздынь

— Давайте поближе познакомимся с отдельными растениями.

Работа с гербариями в группах.

На лугу растут лекарственные травы: тысячелистник, ромашка, клевер луговой, колокольчики и многие другие.

Я знаю, что вы об этих растениях знаете немного интересного:

РОМАШКА – оказывается не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную Книгу и является лекарственным растением.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК – назван так из-за строения своих листочков.

КОЛОКОЛЬЧИКИ – имеют различную окраску, есть среди них лекарственные, есть и съедобные. Цветы колокольчиков имеют более высокую температуру по сравнению с температурой воздуха. Насекомые охотно используют его цветки в качестве «гостиницы» в ней и тепло и сухо.

КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ – легко отличить от других клеверов даже тогда, когда он не цветет. На каждом листочке – белый треугольничек в виде буквы «Л», как будто он сам написал: «Л» луговой.

Розовый высокий клевер – гибридный. По-видимому, он произошел при опылении разных видов клевера. Головки у него не такие крупные, а стебли полулежачие. Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки тяжелому шмелю. Он обследует каждый цветок, опуская в него хоботок, и достает нектар. Обычно у клевера три листочка, но очень редко попадаются листья с четырьмя листочками. Говорят тому, кто найдет такой, должно повезти в жизни. Можно засушить его и вставить в медальон и носить как амулет.

Много различных трав: тимофеевка луговая, ежа сборная, лисохвост, мятлик, чина луговая, мышиный горошек и многие другие.

Многие из них поедаются животными поэтому их называют КОРМОВЫМИ.

Но есть на лугу и ядовитые растения такие как:

Лютик едкий, вех ядовитый, хвощ, молочай и другие.

IV. Физкультминутка

Бабочка вспорхнула,

Крыльями взмахнула.

Тут кузнечик скок-скок,

С цветка на цветок,

Трясогузка хвостиком трясет,

Перепел из земли червячка достает.

Дружно все вздохнули,

Мы немного отдохнули.

V. Продолжение новой темы.

— Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они не высокие. Так какие же животные должны жить на лугу?

Богат луг разнообразием животных. Какие же это животные вы мне сейчас скажите, разгадав загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(бабочка)

Сок из цветков она берет

И в сотах копит сладкий мед.

(пчела)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(кузнечик)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык.

Летит — воет,

Сядет – землю роет.

(жук)

-Жук – это очень интересное животное, особенно жук – могильщик и навозник. (рассказ ученика со стр.132.)

— Но это еще не все животные луга. Откройте учебник стр. 132, прочитайте какие еще животные там живут. ( чтение жужжащее)

— Что интересного узнали о птицах?

ПЕРЕПЕЛ – перелетная птица. Питается семенами сорных растений, вредными насекомыми. Во время высиживания яиц самка сидит на яйцах очень плотно, не покидая гнезда даже при приближении сенокосилок. И поэтому нередко перепела погибают. В случае опасности для птенцов мать отважно отводит врага от гнезда, притворяясь, больной и беспомощной.

Кузнечики дают о себе знать стрекотанием, сверчки – мелодично поют. У них на крыльях есть особая жилка, которой они водят, как смычком, по перепонке в виде округлого зеркальца и издают такие звуки.

— Какие еще животные вам встретились при прочтении?

Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа крота. Большую часть своей жизни они проводят под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

— Почему на лугу нет крупных животных?

— Так кто же обитает на лугу? (разнообразные живые существа)

А как же они связаны между собой?

Работа в тетрадях

Стр.39 № 88 помощь вы найдете на доске. Вам нужно дополнить эти цепи питания.

ЦВЕТЫ – НАСЕКОМЫЕ – ( )

( ) – ГУСЕНИЦЫ – ПТИЦЫ

РАСТЕНИЯ – ( ) – СОВЫ

Проверка: чтение вслух.

Таким образом мы видим, что обитатели луга живут сообща, поэтому луг можно назвать чем? ( природным сообществом)

— Зачем луг нужен для человека?

Что бывает когда человек попадает на луг?( чтение статьи учебника стр.132-133 III абзаца.

— Посмотрите у меня условные знаки, подходят ли они для этой статьи учебника? Найдите каждому знаку подтверждение.

Ловить бабочек

Разводить костер

Разрушать гнезда

Рвать цветы

— Как вы думаете, если эти знаки установить на лугу, что произойдет?

— А чего не хватает для запрета этих действий?

— Какое же значение луга имеют для сельского хозяйства?

(рассказ ученика стр.133)

— Да, те участки лугов, где много редких растений и насекомых, люди берут под охрану. Здесь не пасут домашних животных, не косят траву, не собирают лекарственные растения. Создавать такие маленькие заповедники могут и школьники. Те растения и животные, которые практически исчезли в природе, занесены в Красную Книгу. В ней описано как называется, где растет, какова его ценность и т.д.

На нашей выставке представлены эти книги, а так же и другие, в которых вы можете найти много интересного о природе.

VI. Итог урока.

— О каком природном сообществе шла речь?

— Почему луг называют сообществом?

— Что нужно делать, чтобы луга не исчезли?

— Ну и сейчас я бы хотела, чтобы вы взяли в руки мел и указали какое у вас впечатление от урока.

На доске:

Трудность Скучно

Усталость Знания

Интерес Радость

Оценка учащихся.

Домашнее задание: учебник стр.129-137, в тетради стр.39-40.






map