Окружающий мир 4 класс ОС школа2100Первобытный мир-первые шаги человечества



«Первобытный мир – первые шаги человечества»

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции.

Задачи.

узнать о появлении первых людей;

проследить расселение первобытных людей по планете;

выявить достижения людей Первобытного мира;

объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

создать образ эпохи Первобытного мира,

учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира;

Оборудование:

демонстрационный материал:

презентация

шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)

Белая – Перечислите новые сведения.

Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.

Желтая – Что было самым интересным на уроке?

Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?

Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

новое время;

древний мир;

средние века;

новейший мир;

первобытный мир;

новое время;

древний мир;

средние века;

новейший мир;

первобытный мир

твой учебник математики;

каменный топор;

народная сказка;

икона XY века;

твоя школа;

Учебно-методический комплект

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.

Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек Он впервые в жизни видел даже снег Строил хижины и убивал он дичь И бросал он обезьянам громкий клич

Просмотр слайда 1.

 Чтение учителем на фоне изображения первобытных людей.

 

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 2

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Выполните задания в тестах. Сдайте работы

Слайды 3,4,5

Дети отмечают ответы в тестах.

Тесты сдают учителю для оценивания.

Результат: учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный – подводящий диалог, наглядный – аудиозапись, карточки с выражением знаний.

Что такое Первобытный мир?

Первая эпоха всемирной истории

Слайд 6

Что такое историческая эпоха?

Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Слайд 7

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Нет

 Слайд8

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

В детстве

Слайд8

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Сравнить Первобытный мир с детством

Слайд 8

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Слайд 9

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Слайд 10

Результат: учащиеся вспомнят основные понятия: “историческая эпоха”, “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный – подводящий диалог; наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

 

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Слайд 11

 Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Слайд12

Послушайте диалог.

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Давайте разбираться

Слайд 13

Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Каковы ваши предположения.

В эпоху Первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство) — научились выращивать растения, животных (напоминает детство)

Слайд 14,

версии поместить для всеобщего обзора

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему Первобытный мир называют «детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежание перегрузки учащихся ,физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий речитативом ведущего.

1, 2, 3, 4. 3, 4, 1, 2. Воздух, воду, все вокруг ты исследуй с нами друг.

Прочитать и все узнать, посмотреть, и все понять.

1, 2, 3, 4. 3, 4, 1, 2. Все исследовать пора.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы:1)словесный: подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: : « Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

 

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

 Весь мир.

Слайд 15

 В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

  Проговорить

 Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

 В Африке

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

 

Прародина — колыбель

Расселение по планете — знакомство со своей комнатой, домом.

Слайд 16

Вывод.

Слайд 17

Осваивали планету — дом, как ребёнок осваивает свой дом.

 Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

 

 

 

1 группа: признаки стаи.

Чем стая древнейших людей отличается от общины древних людей?

 Отчёт 1 группы на фоне слайдов.

Слайды 18, 19, 20.

2 группа: признаки общины древних людей.

Чем община древних людей отличается от ранней общины людей современного мира?

Отчёт 2 группы на фоне слайдов.

Слайды 21, 22.

3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

Чем ранняя община людей современного вида отличается от общины людей современного вида?

Отчёт 3группы на фоне слайдов.

Слайды 23, 24.

4 группа: признаки общины людей современного вида.

Чем община людей современного вида отличается от стаи древнейших людей?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map