Окружающий мир АА Плешаков 3 класс Тема Кто что ест Цепи питания урок- театрализация



Окружающий мир (А.А. Плешаков)

3 класс

Тема: «Кто что ест? Цепи питания» (урок- театрализация)

Цели:

Дать понятие «цепи питания »

Обобщить знания учащихся о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, приспособленности к защите от врагов и охране животных.

Воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.

Оборудование урока

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Карточки с заданиями .

Учебник: Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

Ход урока.

I .Организационный момент.

IIСообщение темы урока и постановка проблемы.

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в лес со старичком — лесовичком, и вы узнаете много интересного. (Дети закрывают глаза и под звуки птичьего пения представляют себя на опушке леса)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

III. Актуализация знаний, проверка д/з.

В нашем путешествии мы будем говорить о животных, но пока повторим, что вы знаете о растениях.

1 работа по карточкам

2 пересказ материала

IV. Работа над темой урока.

Всюду животные нас окружают:

Прыгают, плавают, в небе летают,

В земле притаились, снуют под ногами.

Сколько всего их живёт рядом с нами?

1 Лесовичок(ученик): А сейчас мы поговорим о том, кто чем питается. Вот, например, что кушают на обед заяц, мышь, волк, лягушка, грач, ласточка и лиса?

(Растительноядные .

Насекомоядные .

Хищные

Всеядные животные питаются растительной и животной пищей)

Растительноядные питаютсярастительной пищей

насекомоядные

поедают насекомых

хищные

питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными.

заяц

лягушка

волк

мышь

грач

лиса

ласточка

2 Сценка «Птичьи разговоры»

Не верю, что звери не говорят,

Что думать не могут певчие птицы,

Что только инстинкты у хитрой лисицы

И пчёлы не знают что говорят.

(Инсценировка по стихотворению «Скворец»

Скворец: Скворец- заботливый отец

Но чем унять скворчат?

Лишь выйдет из дому скворец,

Опять они кричат.

1ый: Хочу букашку.

2ой: Червячка.

3ий: Давай комарика!

4ый: Жука.

5ый: А мне бы до обеда хотя бы короеда.

Скворец: Скворец- заботливый отец

И всё, что есть в меню

Из рощи в дом несёт скворец

И кормит ребятню.

(скворец раздаёт картинки с изображением насекомых)

— К какой группе относятся скворцы?

3. Открытие нового знания.

— Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду.

Составление цепей питания. Все готовые цепи развешиваются на доске.

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки.

— В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

— Давайте проверим работу ребят.

Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.

2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

4) Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).

Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице? Что стоит на первом месте? На втором? На третьем?

(Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.)

4. Рассказ подготовленного ученика «доброе слово о хищниках»

5. Первичное закрепление знания.

1.Работа по учебнику.стр96-97.

— А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.

– Какие цепи питания приведены в учебнике?

Осина – заяц – волк.

Дубы – лесные мыши – совы.

— В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

6. Кто как приспособлен.

Ты красивый лес!

На краю небес.

Покажи хоть одно

Из своих чудес,

Покажи, где зайцы спят,

Белок покажи.

А потом, а потом

Сказку расскажи!

Лесовичок: сейчас я вам расскажу сказку: почему заяц не может спать зимой.

Инсценировка по стихотворению «Почему еж всю зиму спит, а зайка – нет». Действующие лица – автор, еж, заяц.

— Позавидовал я Мишке. –

Как-то еж сказал зайчишке.-

В лютый холод, в снег, в пургу

Спит себе – и ни гу-гу.

— Чепуха, — сказал зайчишка, —

Спать всю зиму – это слишком!

И к тому же, ты заметь,

Спит не кто-нибудь – медведь!

А усни-ка я надолго,

Так проснусь в зубах у волка.

Нет уж, мне дороже жизнь.

Да и ты, брат, не ложись.

— Не боюсь я, — буркнул ежик, —

У меня иголки все же.

Я хотя и не медведь –

Пусть попробуют задеть!

Еж колючий, он не злючий:

Волки быть колючим учат.

А зайчишка от врагов

Стреканет, и был таков.

7. Повторение правил поведения в лесу.

— А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?

Не ломать ветки деревьев и кустарников.

Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.

Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

.Не уничтожать лягушек, жаб.

.Не трогать птичьи гнезда.

.Не приносить из леса животных домой.

V. Итог урока.

Лесовичок: Вот и заканчивается наше путешествие. А теперь я хочу проверить: не зря ли вы к нам пришли в лес и что вы узнали нового?

-На какие группы делятся животные в зависимости от питания?

-Почему нужно охранять и хищных животных?

-Какие вы знаете примеры приспособления животных к различным условиям жизни?

Птицы, рыбы и звериВ души людям смотрят.Вы их жалейте, люди,Не убивайте зря!Ведь небо без птиц — не небо,А море без рыб — не море,И земля без зверей — не земля!




map