Окружающий мир Человек и общество



Окружающий мир

4 класс, 4 четверть, 17.05.11.

Конспект открытого урока по теме: «Человек и общество».

Цель: Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире.

Задачи:

1. Дать определения понятиям «общество», «семья», «государство».

2. Развивать речь уч-ся, умение аргументировать свой ответ, давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, умение слушать и слышать говорящего.

3. Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, отцу, матери, бабушкам, дедушкам.

4. Учить работать в группе, добывать информацию.

Оборудование:

Словарь С.И.Ожегова, политическая карта мира, учебники «Мы и окружающий мир», «Я – гражданин России», 4 класс.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Работа в группах.

Актуализация знаний.

Определение темы и задач урока.

Решите кроссворд.

Родина, «страна отцов»?(«Славься, … наше свободное!»)(Отечество)

Полное название нашей страны – Российская …?(Федерация)

Что изображено на гербе России?(Орел)

Отличительный знак страны – герб, флаг – это государственный … (символ)

Главный закон школы? (устав)

Цвет верхней полосы Российского флага?(белый)

Правило обязательное для всех? (закон)

Торжественная песня в честь страны? (гимн)

Современная организация власти в стране? («Тридевятое царство, тридесятое …) (государство)

Главный майский праздник русского народа?(Победа)

Жилище первобытных людей? (Пещера)

ЯЯЯЯЯЯЯ (семья)

Краткое название нашей страны? (Россия)

Человек, который любит свое Отечество? (патриот)

Фамилия президента России? (Медведев)

Место рождения, родимая земля? (Родина)

Назовите ключевые слова.

Человек и общество.

— Что будет главным на уроке? (Высказывания детей: Что такое общество? Какая существует связь человека с обществом? От чего зависит устройство общества?).

Практика под руководством учителя. Прочитайте отрывок из произведения и определите о ком этот отрывок? Кто автор произведения?

«Когда он ничему не учился, он дремал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и хотелось освежиться, он плавал в лесных озерах, а когда ему хотелось меду, он лез за ним на дерево… Сначала он цеплялся за сучья, как зверек-ленивец, а потом научился прыгать с ветки на ветку почти так же смело, как серая обезьяна».

Киплинг Р. Маугли

— Что вы знаете об этом герое? Где он воспитывался?

— Как вы думаете, могло ли это быть в действительности?

На самом деле известны случаи, когда находили детей в возрасте шести-семи, десяти лет. И они имели повадки животных. Трагична их судьба. Они так и не смогли овладеть человеческой речью, войти в человеческое общество в отличии от героя Р.Киплинга.

— Подумайте над историей детей, которые воспитывались в волчьей стае. Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих?

— Будут ли отличаться дети, воспитанные в волчьей стае и в древней человеческой стае?

Работа по группам, поиск информации, подготовка ответов на вопросы (группы получают задания на карточках).

1 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

Что такое общество? Найдите определение в словаре С.И.Ожегова.

Можем ли мы назвать племена древних людей обществом?

Какие были общие интересы у древних людей?

Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? (Смотри иллюстрацию в учебнике на странице 89)

2 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

Как вы думаете, что является основой современного общества? (Ответ ищите в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.89 и в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182) Расскажите.

Расскажите о своей семье. Кто в вашей семье главный?

3 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

Что такое государство? (Найдите определение в словаре С.И.Ожегова и прочитайте в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182 и в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.90).

Какие государства вы знаете?

Что можете сказать о территории различных государств?

На что опирается власть государства?

Что такое налоги и для чего они собираются?

IV. Слово группам. (Выступление групп сопровождается показом слайдов).

V. Итог урока. 1) – От чего же зависит устройство общества?

Докажите, что устройство общества зависит от уровня знаний человека об окружающем мире.

2) Оцените работу группы и каждого его члена.

Домашнее задание. Стр. 88-90; подготовить дополнительный материал о разных государствах по выбору.

1 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

Что такое общество? Найдите определение в словаре С.И.Ожегова.

Можем ли мы назвать племена древних людей обществом?

Какие были общие интересы у древних людей?

Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? (Смотри иллюстрацию в учебнике на странице 89)

Оцените работу группы и каждого члена.

Фамилия, имя

Крос-сворд

Практика под руководством учителя

Работа в группе, выступление

Итог урока

Итоговая оценка за урок

Работа группы

2 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

Как вы думаете, что является основой современного общества? (Ответ ищите в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.89 и в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182) Расскажите.

Расскажите о своей семье. Кто в вашей семье главный?

Оцените работу группы и каждого члена.

Фамилия, имя

Крос-сворд

Практика под руководством учителя

Работа в группе, выступление

Итог урока

Итоговая оценка за урок

Работа группы

3 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

Что такое государство? (Найдите определение в словаре С.И.Ожегова и прочитайте в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182 и в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.90).

Какие государства вы знаете?

Что можете сказать о территории различных государств?

На что опирается власть государства?

Что такое налоги и для чего они собираются?

Оцените работу группы и каждого члена.

Фамилия, имя

Крос-сворд

Практика под руководством учителя

Работа в группе, выступление

Итог урока

Итоговая оценка за урок

Работа группы




map