Окружающий мир Лес — природное сообщество



ТЕМА: Лес – природное сообщество

Цель: сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов и, на основе этого, развивать представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Задачи:

Показать красоту леса и разнообразие растений леса;

Расширить и уточнить знания учащихся о животных леса;

Познакомить с особенностями образа жизни типичных представителей животного мира;

Показать связи животных леса с растениями и друг другом;

Убедить учащихся в бережном отношении к природе и её охране.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, эвристическая.

Оборудование: учебники, карта Ростовской области, карта «Природные зоны, телевизор, компьютер, гербарий, выставка книг.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний.

— Сегодня мы совершим с вами прогулку. Куда? Догадайтесь!

Есть у меня зелёный друг,

Весёлый друг, хороший

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Слайд 2

— Кто сможет объяснить, что такое лес? Давайте посмотрим толкование этого слова в интернете. Итак, учёные называют лес – природным сообществом. (Щелчок)

— А что это значит? (Это значит, что все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)

2. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке мы попытаемся с вами доказать связь, которая существует в лесном сообществе. Слайд 3

3. Работа над темой урока

Слайд 4

Учитель: Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, сумрачные ели, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина – лес.

— Какие растения растут в лесу? (Деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи, лишайники)

Учитель: Не мешают ли растения друг другу расти? Почему? Растения в любом лесу располагаются этажами или ярусами. Главное, они не должны мешать друг другу.

Верхний или первый ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету: дуб, липа, старая берёза.

Под ними второй ярус: рябина, черёмуха.

Третий ярус – кустарники: орешник, малина.

Четвёртый – травянистые растения.

Пятый ярус – грибы, мхи, лишайники.

— А кто из вас знает особенности лишайников? (Растут только там, где чистый воздух) Ни к одному из ярусов нельзя отнести лишайники, которые поселяются на стволах деревьев. Интересно, что они не причиняют вреда деревьям, а только используют их как место для жизни. Самым низким ярусом является почва, со всеми населяющими её живыми организмами.

В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше. В лучшем случаи под высокими деревьями растут теневыносливые кустарники черники и некоторые травянистые растения: майник, кислица.

Но чем больше ярусов в лесу, тем больше тень. Даже самые лёгкие воздушные листочки , например, у берёзы, всё же дают тень.

— Вы знаете, что растения не могут жить без света. Как же природа решила этот вопрос?(Растения приспособились к разному освещению. Есть растения тенелюбивые, есть растения теневыносливые.)

В лесу тень определяет время цветения растений нижних ярусов. Ранней весной, когда только сойдёт снег, вырастают теневыносливые раннецветущие растения: медуница, гусиный лук, ветреница.

— Как вы думаете почему? (Они спешат расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.)

— Среди первоцветов есть и деревья- ива; кустарники – орешник. Жизнь растений в лесу обеспечивается условиями неживой природы. Слайд 5

Но и лес влияет на состояние неживой природы. Каким образом?

Ученик: В жаркий день в лесу прохладно. Зимой лес защищает нас от холода и сильного ветра. Значит, летом в лесу температура воздуха ниже, а зимой выше, чем на открытом месте.

Учитель: В сухую погоду возьмём комочек почвы в лесу и на открытом месте, сожмём их в кулак – и убедимся, что в лесу почва более влажная, чем на открытом месте. Лес охраняет влагу в почве. Солнечные лучи, ветер, дождь тоже несут информацию. Солнце указывает растениям, когда, надо распускать почки, а когда сбрасывать листву.

Слайд 6

(Хорошо читающий ученик читает с экрана телевизора)

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, стряхая капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Привет тебе, приют покоя и свободы,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Роберт Рождественский

Учитель: На какие группы можно разделить деревья по их внешнему виду, упомянутые автором этих строк? (Щелчок)

— Чем отличается хвоя от листьев? (формой, количеством, хвоя покрыта восковым налётом)

-Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?

-А какой лес, по вашему мнению, выглядит «веселее», хвойный или лиственный? Почему? (В лиственных лесах больше разных видов деревьев, у них разная форма листьев, плодов, цветов, они светлее и наряднее. В лиственных лесах много пищи для насекомых и поэтому больше птиц и зверей.)

— Лес полон звуков – голосов птиц. Давайте послушаем музыку леса и представим, что мы находимся в лесу. И попробуем определить, какое растение к какому ярусу относится.

Работа в парах. На столах у детей лежат по 3-4 растения из гербария.

Проверка.

— А без кого не может существовать лес? Слайд 7

Весь лес – от верхушки деревьев до земли, включая почву, заселён животными. Животные леса, как и растения, обитают ярусами. Давайте попробуем с вами определить какие животные, в каком ярусе обитают. Слайд 8

Работа в группах:

1 группа – составляют список животных обитающих в верхнем ярусе;

2 группа- ведут наземный образ жизни;

3 группа – обитают под землёй.

Проверка.

Учитель: К середине прошлого столетия человек практически уничтожил это животное. Затем понял, что природа была мудра, придумав его. (Рассказ о волке)

— Люди нередко меняются квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные жители? Представьте, что белка захотела поменяться к5вартирой с кротом. Смогли бы они это сделать? Почему?

Слайд 10

— Составьте цепи питания:

1 группа животные, обитающие в верхнем ярусе;

2 группа- наземные животные

3 группа – –животные, обитающие под землёй.

Проверка.

рыбы

рыбы

Учитель:птицы

Учитель:птицы

Учитель: Из данных условных диаграмм, выберите ту, которая соответствует теме нашего урока. Объясните свой выбор. Слайд 11

земноводные

земноводные

звери

звери

звери

звери

птицы

птицы

рыбы

рыбы

земноводные

земноводные

земноводные

земноводные

рыбы

рыбы

птицы

птицы

звери

звери

Проверка. (Щелчок)

Учитель: У каждого человека есть семья и дом. Семья живёт дружно, сообща. А можно ли лес назвать домом? Какой вывод можно сделать? (Лес – природное сообщество и все его обитатели живут вместе)

Но в сообщество леса входит ещё и особая группа живых существ, они не относятся ни к растениям, ни к животным. Что это за группа?

Слайд 12

— Каково значение грибов в жизни леса?

Учитель: Грибы, которые вы обычно видите в лесу, состоят из шляпки и ножки, а в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити – это грибница – подземная часть гриба.

— Оказывается, грибы очень нужны в лесу. (Чтение статьи хорошо читающим учеником)

… В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор.

А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

Учитель: А кто ещё участвует в круговороте веществ? (Насекомые и их личинки, которые живут в лесной подстилке, а также микробы.)

— Итак, мы с вами составили схему природного сообщества леса.

— Давайте впишем недостающие звенья в экологической пирамиде или пирамиде природного равновесия. Слайд 13

Учитель: Оказавшись в лесу, бережно относитесь не только к деревьям, но и к малой травинке и насекомым, обитающим в нём. Ведь многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой:

Дружат пчелки и цветок.

Дружат лист и мотылек,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

Дружат ели и клесты…

— Каким образом они дружат? На схеме осталось не раскрыто одно звено. Как вы думаете, что это за звено? (Щелчок)

— Каково значение сообщества для человека?

Учитель: Наше время называют веком информации. Для её сбора, хранения, обработки созданы системы связи., изобретены компьютеры. Но, оказывается, что ничего нового люди не изобрели. Природные сообщества миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». А ведь из покон веков лес был и остаётся верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного отношения с ним.

Закрепление. Что же делает человек, чтобы сохранить лес?

Работа по карте Ростовской области. Слайд 14

В Ростовской области находятся:

Государственный музей-заповедник им. М. А. Шолохова, на территории Вешенского района. Он организован в 1984 г.

Государственный природный заповедник «Ростовский» на территории Орловского района, среди сухих степей и полупустынь. Он организован в 1995г.

Маныч-Гудило – место массовых гнездований и миграции водоплавающих птиц (около 40 тыс. особей). Обитающие 29 видов животных занесены в Красную книгу.

В Ростовской области с 1995 г. Находятся под охраной 1 заповедник Федерального значения, 7 охотничьих заказников Федерального значения, 24 заказника областного значения, 90 памятников природного местного значения.

В Ростовском зоопарке примерно 400 видов животных, в том числе, примерно 70 из Красной книги.

— Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества.

Слайд 15

Любить лес, охранять его – это долг каждого Российского Человека – хозяина Великой страны.

Рефлексия.

Учитель: Понравился урок?

На доске три лист листика: «Понравился, не понравился, не знаю». Приклейте на ёлочку или грибок на тот листик, который передаёт ваше отношение к уроку.

Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из растений или животном, нуждающемся в защите.






map