Окружающий мир Разнообразие животного мира



Предмет: окружающий мир.

Класс: 3-Г

Учитель: Горчицкая Людмила Владимировна

Школа: город Москва ГБОУ СОШ № 2001

Тема: Разнообразие животных

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о разнообразии животных на Земле;познакомить с классами животных: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, показать на основании каких признаков зоологи различают по классам, (детям не требуется четко разграничивать понятия «класс» и «тип», просто называют «группа» животных, т.к. автор учебника не ставил целью разграничить эти понятия), научить определять к какой группе относится определенное животное.Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы.Воспитательная: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в классе, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное, бережное отношение к животным.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.Метапредметные: связь с уроками истории, русского языка.

Планируемые достижения учащихся.

-усвоить, что на Земле есть разнообразные животные и приводить примеры животных разных групп,-понимать, что на Земле есть несколько групп животных, и каждый вид животных является частью целого мира фауны.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, индивидуальные карточки.

План урока (45 мин):1.Организационный момент. Психологический настрой. 2. Наблюдение за погодой. 3. Проверка домашнего задания. 4. Сообщение темы с мотивирующим приемом «Яркое пятно». Маленький фильм под музыку представители животного мира. 5. «Открытие » учащимися нового знания. Побуждение к гипотезам.6. Физминутка. 7. Самостоятельная работа (добыча данных) 8. Работа по карточкам. 9.Общая проверка всех решающих гипотез. 10. Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой у доски. 12. Домашнее задание. 13. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:

Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?», а сам думает: «Скажет живая – я её убью, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». И это правда, если мы хотим жить интересно, узнавать что- то новое, а затем делиться этими знаниями, всё в наших руках. Постараемся, чтобы урок был интересным и познавательным. (слайд №2)

2. Наблюдение за погодой.

У. — Начинаем наш урок, как всегда, с наблюдения за погодой. Послушаем сообщение синоптиков. Открывайте дневники наблюдений .

Синоптики: ( 2 человека) (слайд №3)

Звучит музыка «У погоды нет плохой погоды»

Д. Сегодня 25 января. Осадки, восход, заход, долгота дня.

У. — Спасибо. Какой вывод мы можем сделать сравнив с предыдущей записью.

Д. — День стал на 11 минут длиннее, изменений в мире животного мира и растений нет. Самый холодный день в 16 января .

3.Проверка домашнего задания.

У. Проведём пресс –конференцию. У нас есть представители журналов о природе и профессор, который будет отвечать на вопросы журналистов.

Тема: живая и неживая природа. (журналисты имеют таблички с названием журнала, на вопросы отвечает профессор) ( слайд №4)

У. -Наш профессор, конечно, знает ответ на сложные вопросы. Давайте вспомним признаки живой природы (рождается, кушает, растёт, размножается, умирает)

У. -Приведите примеры живой природы, неживой. ( ответы учеников)

Пресс- конференция. (Представители «журналов» задают вопросы, а «профессор» на них отвечает.)

Примерные вопросы:

Может ли природа существовать без людей? (да, солнце, луна , нет людей , а они существуют) «В мире животных»

Представьте: путешественники прибыли на остров затерянный в океане. Исследовав остров они нашли родник, рядом с родником стоял глиняный кувшин, вокруг росли красивые цветы, порхали бабочки и пели птицы. «Мы не первые на этом острове, сказали путешественники, до нас здесь уже были люди». Как они об этом узнали? « Животный мир»

Породы домашних животных выведены человеком. Являются ли они частью природы ? « Человек и природа»

Докажите, что человек является частью живой природы. (Неживая природа живёт вечно. Она не растёт, не дышит, не питается , не размножается, не умирает. Но ведь с человеком такого не происходит, так значит, он – часть живой природы.) «Природа и мы»

Компьютер считает быстрее человека, радио говорит, самолёт летает, преодолевая ветер. Значит они живые? « Мир вокруг нас»

У. -Какой вопрос был самым интересным? (ответы учеников)

4. Сообщение темы с мотивирующим приемом «Яркое пятно». Маленький фильм под музыку представители животного мира.

Учитель: — Посмотрите внимательно сюжет? (слайд №5)

Учитель:— Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?Ученики: — О животных.

Учитель: О каких именно животных?

Ученики: О разных.

Тема урока: Разнообразие животных. (Тема фиксируется на доске.)

(На доске картинки разных животных интерактивная доска)

5. «Открытие » учащимися нового знания. Побуждение к гипотезам.-На какие группы можно разделить животных? (слайд №6)

1 ученик: животных можно разделить на диких и домашних.2 ученик: — что животных можно разделить по месту обитания: на воде, на суше, в воздухе.3 ученик: — по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники.4 ученики: — на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.

Постановка учебных задач.

Учитель: — Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?Дети : — Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по — разному, потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы.Учитель: — Значит нам необходимо ответить на вопрос:

Как разделить животных на группы? ( на доске)

У. — Если я предложу Вам разделиться на мальчиков и девочек вы долго будете думать как?

Д. — нет

У. -почему? ( чётко поставлена задача)

У. -А если я предложу Вам разделиться на группы (нет)

У. — Почему?

Д. -Не понятно на какие ( возраст, рост, дружба)

У. — Так и с животными , мы должны чётко понимать по каким признакам нам нужно разделить животных.

У. Итак, если мы имеем предположения, но не имеем точного ответа, что необходимо сделать?

Д. Обратимся к научным данным. (Рассказ знатоков)

Знаток: — «Как разделить животных по группам?» С давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения ученых. Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам сходства. (Портрет Карла Линнея.) (слайд № 7)

— У нас возник вопрос : Как разделить животных по группам?

У. Как вы понимаете разделить по признакам сходства?

Д. -Чем они похожи.

У. -Верно.

У. Итак по каким признакам будем делить? (покров тела, число конечностей, среда обитания) (доска)

6. Физминутка.

7. Самостоятельная работа (добыча данных)

У. — Давайте попробуем разделить животных по этим признакам.

У. — Сегодня рассмотрим 5 групп.

Итак :насекомые, рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие.

(таблички на доске)

-Возьмите листы бумаги 1 задание :

(слайд №8)

1гр. Красный квадрат – признаки рыб,

2 гр.- Зелёный квадрат – признаки птиц

3 гр. Синий квадрат- признаки земноводных

4 гр.- Желтый квадрат – признаки зверей (млекопитающих)

5 гр. Фиолетовый квадрат — признаки насекомых

-Затем мы послушаем представителя от каждой группы.

Карточка №1.

Тело покрыто чешуёй, тело покрыто перьями, могут жить в воде и на суше, 2 ноги и 2 крыла, тело покрыто шерстью, зимой дни короче, умеют летать, 4 лапы, живут в воде, шесть ног, дышат жабрами, голая, влажная кожа, ,4 лапы, хвост, плавники , имеют

крылья, покров тела содержит особое вещество, которое придаёт им прочность, умеют летать, кормят детёнышей молоком,

Проверка: (интерактивная доска) (К доске выходят представители каждой группы, а ученики проверяют на местах.)

1 группа: Рыбы -тело покрыто чешуёй, они имеют плавники , живут в воде, дышат жабрами.

2 группа: Птицы – тело покрыто перьями, 2 ноги, 2 крыла, умеют летать.

-Все птицы умеют летать? (Нет. Пример)

3 группа – Земноводные- земля и вода, могут жить и в воде и на суше, голая, влажная кожа,4 лапы, хвост.

4 группа – Звери – тело покрыто шерстью, 4 лапы, кормят детёнышей молоком.

5 группа – Насекомые – шесть ног, имеют крылья, покров тела содержит особое вещество, которое придаёт им прочность.

У. — Была лишняя информация?

Д. -Да.

У. -Почему она лишняя?

Д. -Нам необходимо собрать информацию о группах животных.

У. -Молодцы! Теперь мы точно знаем, по каким признакам разделить животных на группы.

8. Работа по карточкам.

У. Давайте проверим ваши знания.

— Каждому пришло письмо ( «письмо» прикреплено под крышкой парты).

У. — Животные — удивительные создания и наши лучшие друзья. Много ли вы знаете о братьях своих меньших? В этой статье вы узнаете интересные факты о животных .

Приём развития критического мышления «Инсерт».

( Читаем с помощью З – знаю, ?- не знаю, но хочу узнать, У – не понятно ).

9. Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой у доски.

Карточка №2.

У осы 6 лап и 2 крыла. У жирафов абсолютно черный язык, длина которого может доходить до 45 см. У сарган зелёные кости. Тело воробья покрыто перьями. У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.

Проверяем: (интерактивная доска)

У. Вы прочитали текст?

Д. -Нет.

У. Почему?

Д. — Предложения не связаны между собой по смыслу.

У. Верно.

По ходу проверки выясняют каких знаков поставили больше. Дети фломастером на интерактивной доске пишут знаки.

-Послушаем знатоков.

Знаток: Раба сарган : хищная рыба, тело иглообразное, челюсти длинные, с мелкими зубами, нижняя выдается вперед ,обитает в Черном, Азовском, питается мелкой рыбой, креветками и другими ракообразными, хватает воздушных насекомых.

У. Мы больше всего узнали и даже было непонятно.

У. — О представителях каких групп мы читали?

Д. — рыбы: сарган

— звери: тигр, жираф.

— насекомые : оса

— птицы: воробей

10. Домашнее задание.

— Осталось записать д/з стр. сообщение самые необычные животные . Чтобы было интересно готовить сообщение , посмотрите какие бывают животные. (слайды 9-11)

Итог урока.

-Какая тема урока?

— мы узнали, что нужно знать , чтобы разделить животных на группы?

— о каких группах мы говорили сегодня?

Рефлексия.

У. — У вас на парте лежит рисунок кита, но чего- то не хватает (рта),если всё было понятно на уроке и понравилось рисуем улыбку .

У. -Уважаемые гости , у вас тоже лежат рисунки кита. Если Вам понравилось как мы работали и Вам было интересно нарисуйте улыбку. Спасибо!

У. -Урок окончен.




map