Окружающий мир Тема Кто такие птицы



Тема: Кто такие птицы?

Цели: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; научить определять принадлежность животного к своей группе; познакомить с основным строением птицы; воспитывать бережное отношение к природе и птицам.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков 1 класс, мультимедийная установка, диск с записанными слайдами, чучело птицы, конверт с письмом, перья птиц (большие и маленькие), ножницы, стакан с водой, плакат с изображением дерева, конверты с птичками для учеников.

Ход урока:

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

— Ребята,

— Посмотрите, вчера я получила письмо от муравьишки Вопросика,

Учитель достаёт из конверта письмо и читает.

— Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! А хотите узнать, кого я мог встретить в этом зелёном доме? Ребята, это видеописьмо. Давайте его послушаем.

(Да.)

Слайд 2.

— Тогда надо разгадать кроссворд.

Учитель читает запись на слайдах.

Слайд 3.

— Давайте проверим.

Слайд 4. Слайд 5.Слайд 6.Слайд 7.Слайд 8.Слайд 9.Слайд 10.Слайд

11.Слайд 12.Слайд 13.Слайд 14.Слайд 15.Слайд 16.Слайд 17.Слайд 18.

— Прочитайте выделенное слово. (Птица.)

— Вы уже догадались, о ком мы будем вести разговор? (О птицах.)

Изучение нового материала.

— Наука, изучающая жизнь птиц, называется орнитология. А кем будем мы – учёные, изучающие птиц? (Орнитологами.)

На доске: орнитология, орнитолог.

— Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)

Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит, она птица? Прав ли Муравьишка? (Нет.)

— Почему? (Бабочка насекомое.)

— По какому признаку мы птиц отнесём в отдельную группу? (Тело птиц покрыто перьями.)

— Откройте учебник на стр. 36- 37. Найдите рисунок вверху на левой странице. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, ночная бабочка, курица и белка-летяга.)

— Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)

— Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных птица? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных животных перьев нет.)

— Курица летает плохо, но учёные её относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы это перья. Умение летать не является главным признаком группы. Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами мудрая черепаха?

— Прочитайте её вывод на стр. 37.

— Рассмотрите тело птицы. Подготовьтесь назвать части тела. (Голова, шея, крылья, туловище, лапы, хвост.)

— Гуси и голуби – это птицы? (Да.)

— Почему докажите свой ответ. (Тело голубя и гуся покрыто перьями, значит, они птицы.)

Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке,

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И за парту снова – плюх!

Практическая работа.

На столах у детей лежат перья птиц – разные по размеру, форме и цвету.

— Чем различаются эти перья? (Цветом, формой и размером.)

— Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

— А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.

— Ребята, что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие.)

Учитель разрезает перо и показывает детям.

— Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.)

— Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень лёгкие.

Учитель макает перо в стакан с водой.

— Изменилось ли, намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)

Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать.)

— А маленькие пёрышки для чего? (Для тепла.)

— Почему перо нарисовано рядом с чернильницей? (Много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями.)

Закрепление нового материала.

— А какая птица так о себе говорит?

И петь не пою,

И летать не летаю.

За что же тогда

Меня птицей считают?

(Страус)

— Попробуйте ответить на вопрос страуса. (Тело страуса покрыто перьями.)

— Зачем же ему крылья? (Для украшения.)

— Прочитайте название животных — страус, пингвин. — Можно ли назвать пингвина птицей? (Да.)

— Почему? (Тело покрыто перьями.)

Игра «Кто лишний?»

— Попробуем разобраться кто здесь лишний.

Слайд 20.

— Кто лишний? (Енот.)

— Почему? ( Он не птица. У него нет перьев.)

-Молодцы!

Итог урока.

— Какое значение имеют птицы в жизни человека? Как человек заботится о птицах?

— О каких представителях животного мира шёл разговор на сегодняшнем уроке? (О птицах.)

— Как отличить птиц от других животных? ( Их тело покрыто перьями.)

Рефлексия.

Ребята, а сейчас я попрошу вас достать из конвертов птичек и посадить (приклеить) их на наше дерево.

— Если вам на уроке было интересно, уютно, всё понятно – посадите красную птичку.

— Не всё понравилось, что-то оказалось непонятным – жёлтую.






map