Окружность Радиус окружности Диаметр Круг урок с использованием ИКТ



Тема: Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг. (урок с использованием ИКТ)

Цели и задачи урока:

Обучающие:

Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.

Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.

Развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.

Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.

Получение новых знаний путем проведения опытов.

Воспитательные: развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам, формирование интереса к математике.

Методические приемы урока:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой);

Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);

Практические (упражнения).

Средства обучения:

4. Дополнительное оборудование урока.

Бумага, краски, стакан, тарелка из детской посуды, ножницы, циркуль, маркер, линейка, 10 магнитов. Иллюстрации к заданиям (), рисунки, выполненные из окружностей. Раздаточный материал: 19 кругов из цветной бумаги, 19 окружностей, нарисованные на бумаге. Напечатанное слово “циркуль”.

Межпредметная связь: русский язык, изобразительное искусство, технология, история.

Ход урока

І. Организация начала урока.

— Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.  Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните в себя свежесть и красоту зимнего утра и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них.

ІІ. Актуализация знаний.

О, математика земная!                      Гордись, прекрасная собой.                      Ты всем наукам мать родная,                      И дорожат они тобой.

Задача нашего урока: открыть новое в известном. Тему урока мы узнаем, повторяя изученное. Сегодня наш урок посвящён замечательной науке ГЕОМЕТРИИ.Куда бы мы не посмотрели, нас везде окружают предметы, состоящие из геометрических фигур.

— Какие геометрические фигуры нас с вами окружают в классе?

— Давайте посмотрим, как тесно она связана с реальной жизнью. (Слайды различных зданий, сооружений нашего района.)

Учитель: Кольцевая развязка – круг, мост через реку – полукруги, стадион – овал и прямоугольники, мост – треугольники. Церковь состоит из множества геометрических фигур. Геометрию легче, понятнее, интереснее изучать практически. Значит у нас сегодня – практическая работа.( раздать фигуры). У вас на партах лежат геометрические фигуры. Они нужны нам для блиц – турнира. Я даю определение геометрической фигуре, а вы должны её молча показать. (прикрепляю названные фигуры на магнитную доску) Блиц – турнир.Учитель: покажите фигуру, у которой противоположные стороны и противоположные углы равны.Дети: Прямоугольник.Учитель: Замкнутая ломаная линия, состоящая из 3 – х звеньев. Дети: Треугольник.Учитель: Фигура, у которой все стороны равны и углы прямые.Дети: Квадрат.

Учитель: Замкнутая линия округлой формы.

Дети: круг

У вас на столе у каждого лежит шкала самооценки, найдите на ней пометку блиц-турнир и окрасьте в соответствии с поставленной оценкой.

Какая из геометрических фигур лишняя?( Круг, потому что у него нет углов)

IIІ. Сообщение темы, задач и целей урока.

Тема нашего урока «Круг, окружность»

Какие цели вы поставите перед собой, опираясь на тему урока.(Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: окружность и круг, выясним чем отличаются эти понятия.)

— Ребята, откройте тетради и запишите, число, классная работа и тему урока.

IV. Изучение нового материала.

Опыты.

Посмотрите, перед вами стакан, бумага и тарелка с окрашенной водой.

Проведем опыты.

1. Берём стакан, опускаем горлышком в тарелку с окрашенной водой и ставим отпечаток на бумагу. Обратите внимание, какой след оставляет стакан.

2. Берём круглый предмет, в нашем случае тарелка из детской посуды прикладывает к листу бумаги, обводим цветным карандашом тарелку.

— Ребята, посмотрите какой след оставил карандаш. Сравните получившийся результат с первым опытом. Что вы можете сказать?

— А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил карандаш.

— Какая фигура у вас получилась?

Дети: круг.

— Как мы можем назвать результат первого опыта? (окружность)

— А чем они отличаются? (Ответы детей).— Ребята, если мы возьмём ножницы и вырежем окружность. Что у вас получится? (Ответы детей).

— А теперь согните круг пополам. Сгиб образует линию, которая разделяет круг на две равные части. Эта линия будет диаметром круга. Диаметр делит круг пополам. (слайд) и обозначается латинской буквой D.

— Согните круг еще раз пополам, у вас получилось четыре равные части.

— Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга и обозначается буквой О, а линии сгибов – диаметры.

— Сколько можно провести диаметров?(много)

— Линия, соединяющая центр с краем круга называется радиусом. Проведите радиус цветным карандашом. Он обозначается буквой R.

— Обратите внимание, что длины диаметров равны. А что вы можете сказать о длинах радиусов?

Дети:

— Они тоже равны!

Попытайтесь дать определение КРУГУ и ОКРУЖНОСТИ.

Окружность – замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности. Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью).

— Что вы можете сказать о их размерах? ( Они имеют разные размеры).

— Как начертить окружность определенного размера? Какими инструментами мы должны воспользоваться?

(ответы детей)

— Для этого существует инструмент, который называется циркуль.

(Показать инструмент. Показать на доске стихотворение о циркуле).

— Ребята обратите внимание, как пишется слово “циркуль”.

Циркуль.

Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и – ни шагу.

— У циркуля две ножки. На конце одной ножки игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля подвижны. Благодаря подвижности ножек мы можем начертить окружность разных размеров.

— Определим  алгоритм  построения  окружности:  (вывешиваю  таблички)

-С чего  мы  начинаем  строить  окружность?

1. Определяю центр окружности.

2. Определяю  радиус окружности между грифелем и закреплённой иглой с помощью линейки.

3.  Устанавливаем  иглу  циркуля  в  центр,  одной  рукой  придерживаем  тетрадь,  а  другой  ножкой   циркуля, касаясь  грифелем, чертим окружность.

Физминутка

Мы ногами топ –топ

Мы руками хлоп –хлоп

Мы глазами миг –миг

Мы плечами чик –чик.

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали

Раз – два, раз – два

Заниматься нам пора.

V. Первичное закрепление изученного материала.

Задание №1. Попробуйте  сами  начертить  произвольную   окружность, пользуясь алгоритмом.

—   Будьте  осторожны  при  работе  с  инструментом.

Задание №2. Начертить окружность, радиус которой 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра.

-Какими инструментами необходимо воспользоваться, чтобы выполнить это задание? (понадобится линейка и циркуль)

Соблюдая алгоритм, выполняем задание. (проговаривает ученик)- отметим точкой О центр окружности. По линейке отмеряем 2 см. Это радиус окружности. Ставим иглу в центр окружности. Начертим окружность. Центр окружности соединим с любой точкой окружности, этот отрезок будет радиус. Обозначим его буквой r. Теперь проведем диаметр).

-Оцените свою работу по шкале.

Исторические сведения.

— В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид.

— В русском языке слово “круглый” тоже означает высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

ИГРА:  «Круг  или  окружность ». играть вы будете в парах. Распределите предложенные вам картинки на 2 группы КРУГ или ОКРУЖНОСТЬ.

крышка, тарелка, сушка, баранка, браслетик, блин, покрышка колеса, пяльца  для  вышивания, колечко, бублик, зеркало.

-.Правильность выполнения сверяем с доской.

— Оцените работу в парах на шкале.

VI. Итоги урока.

Рефлексия

— Подведём итоги урока. Продолжите предложения, которые вы видите на доске.(слайд)

Сегодня я узнал…Было интересно…Я понял, что…Теперь я могу…Я научился…У меня получилось…Я попробую….Меня удивило…Мне захотелось…

Творческое  домашнее  задание:  Придумать  образы  животных,  которые  состоят  только  из  окружностей.  Например,  «Весёлый  слонёнок»,  «Стрекоза» (показать образцы)






map