ОМРК Урок 12 Священные сооружения



РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ

Попкова Татьяна Вениаминовна учитель начальных классов

МБОУ Алешковская СОШ Богородский район

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Урок №12 «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. ХРАМ. СИНАГОГА».

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

Познакомить с особенностями священных сооружений христианства и иудаизма.

Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, родителей

Для урока учащиеся с родителями должны подготовить иллюстрации с изображением различных священных сооружений (желательно разных религий)

Оборудование урока: учебник, ПК, проектор, электронное приложение, раздаточный материал, иллюстрации священных сооружений для выставки, молитва mp3, фотографии Синагоги Нижнего Новгорода, фотографии храмов Нижнего Новгорода и области (лучше того, который находится в данной местности), карточка «Лестница Знаний» для рефлексии.

ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ:

Актуализация опорных знаний. 5 мин

Постановка и формулировка проблемы. 5 мин

Планирование деятельности. 2 мин

Решение проблемы. 5 мин

Физкультминутка. 2 мин

Решение проблемы. 10 мин

Применение знаний и умений. 8 мин

Подведение итогов. 3 мин

Рефлексия. 2 мин

Домашнее задание 3 мин

ХОД УРОКА

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

На доске иллюстрации с изображением молящихся людей в храме, синагоге, мечети, буддистском храме. Карточки со словами: намаз, мантра, молитва, молитва, христиане, иудеи. буддисты, мусульмане.

Учитель включает запись молитвы.

Учитель:

— Что вы услышали? Соотнесите названия молитв и представителей религий с изображениями на доске.

(Один ученик работает у доски).

— Проверьте правильность выполнения на доске. (Учащиеся проверяют. Если согласны, соединяют руки в замочек над головой, если не согласны – руки разводят в стороны).

— Задайте друг другу вопросы из домашнего задания. Просигнальте успешность выполнения д/з с помощью смайликов.

(Учащиеся работают в парах. Сигналят).

2. ПОСТАНОВКА И ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Учитель:

-Ребята, а где можно услышать молитвы? Как назвать эти сооружения одним словом. Если затрудняетесь, то попробуйте догадаться по согласным буквам. СВЩНН.

Учитель:

— Какие священные сооружения вы знаете? Для чего они предназначены?

К сегодняшнему уроку вы принесли изображения разных священных сооружений, которые помогли вам найти ваши родители. Посмотрите, какая выставка у нас получилась. Вы знаете, как они называются?

(Учащиеся высказываются, делятся своими знаниями).

Учитель:

— Благодаря родителям, вы уже кое-что знаете о священных сооружениях.

— Предлагаю вам сыграть в игру «Правдивые и неправдивые высказывания».

(Раздает карточки, где ребята пишут «да» или «нет» напротив каждого высказывания).

Высказывание

П или Не-П

Узнали

Священные сооружения служат верующим для выполнения ритуальных действий.

В древности в качестве места для молитв использовались переносные шатры.

В древности священными сооружениями считались камни, расположенные в определённом порядке.

У иудеев храм был разрушен, поэтому у них священных сооружений нет.

Мужчины и женщины-иудеи молятся вместе.

У христиан священные сооружения – это храмы (церкви).

Внутри христианского храма можно увидеть алтарь, иконостас, колокольню, амвон, менору, притвор, фрески, парохет.

Учитель:

— Кто считает, что … высказывание правдиво, неправдиво. (Если класс небольшой, учитель может зафиксировать на доске мнение детей общими числами 1) П-.. . Н -.. . Рядом делает столбик «Узнали».)

— Почему мы сомневались? Какие цели поставим? Что надо узнать? Чему научиться?

(Учащиеся, еще раз обращаясь к карточке «Правдивые и неправдивые высказывания», формулируют цели и задачи урока).

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель:

— Как узнаем?

Учащиеся предлагают:

прочитать в учебнике,

рассмотреть иллюстрации учебника,

поработать с электронным приложением,

попросить помощи у взрослого или соседа по парте.

(Учитель крепит на магнитную доску план деятельности-карточки).

4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Учитель:

— Прочитайте в паре с. 30 текст «Для чего нужны священнее сооружения», вернитесь к карточке «Правдивые и неправдивые высказывания», расставьте слева от высказываний буквы П или Н.

(Обучающиеся работают в парах, делают отметки в карточке).

Учитель:

— Какие из высказываний удалось проверить. (1-3). Что оказалось? Что еще интересного узнали.

(2 пары учащихся отвечают. Остальные проверяют, дополняют).

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

6. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Учитель:

— Что теперь нужно узнать?(4-5)

Учащиеся:

-Какие священные сооружения у иудеев.

Учитель: С текстом поработали. Как узнать, правдиво или ложно 4 и 5 высказывание? (Учащиеся просят рассказать учителя.).

Учитель:

— Слушайте внимательно и заполняйте таблицу «Священные сооружения», расположенную на обратной стороне карточки «Правдивых — неправдивых высказываний».

(Учитель рассказывает. При рассказе использует интерактивную модель «Синагога» из электронного приложения, фотографии Синагоги Нижнего Новгорода. Обучающиеся записывают в таблице название Священного сооружения и кратко внутреннее устройство).

Учитель:

— Что вписали в таблицу? Какие оказались высказывания 4 и 5? Все ли вам я рассказала. Поищите ответ в рубрике «Это интересно».

-Что выяснили?

(Учащиеся работают с текстом на стр. 31, а затем рассказывают о том, что узнали).

Учитель: Переходим к священным сооружениям христиан.

— Не читая учебника, а только просматривая его глазами, определите правдивость 6 высказывания. (Учащиеся находят в тексте «Христианские храмы» слова « храмы (церкви)», говорящие о правдивости. Ставят букву на карточке.)

— Вернитесь к 7 высказыванию. Как узнать, что можно увидеть внутри храма? (Воспользоваться схемой внутреннего устройства храма).

— Какие предметы лишние. Почему? Что обозначают остальные названия?

-Все ли названия нашли на схеме. Если нет, то поищите в тексте «Христианские храмы».

(Учащиеся должны найти материал про фрески).

— Что такое фрески?

— Каким оказалось 7 высказывание?

7. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Игра «Собери мозаику».

Учитель:

А теперь поиграем в игру «Собери мозаику». Для игры нужно разделиться на группы. Каждая группа должна собрать 2 священных сооружения, определить их название и объяснить, какие предметы помогли им это выяснить.

Учитель раздает мозаику с изображением священных сооружений. Внешний вид и внутреннее убранство. Среди изображений должна быть синагога Нижнего Новгорода и близлежащий храм.

Учащиеся работают в группах, собирают мозаику, определяют, доказывают. Остальные обучающиеся в это время могут подойти и посмотреть, что у них получилось.

Учитель:

— Среди изображений, которые у вас получились, есть такие, которые находятся в нашей области. Эта синагога находится в Нижнем Новгороде, а этот храм Иконы Смоленской Божией Матери в нашем селе. Какие красивые здания! (Если есть время, то учитель может показать фотографии синагоги, выполненные внутри).

— Для чего же они служат?

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Учитель:

— Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

Что вы расскажете дома об уроке? Что нового узнали? чему научились?

— Какие новые слова запомнили?

Учащиеся отвечают:

Я узнал…

Я научился…

Я хочу больше узнать о…

Учитель:

— Посмотрите еще раз на выставку. Найдите изображения храмов, синагоги. Остались ещё священные сооружения? Почему?

(Учащиеся находят и снимают изображения, объясняют, что осталось).

9. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель:

— А теперь нарисуйте человечка на «Лесенке Знаний».

Где вы находитесь? Как подняться выше?

Учащиеся:

— Поработать дома.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ.

рассказать родителям о священных сооружениях, с. 33 вопросы 1-3

стр. 30-32 прочитать, с. 33 вопрос 4 с родителями

стр. 30-32 прочитать, составить кроссворд «Священные сооружения»

нарисовать более подробную схему внутреннего устройства православного храма

с родителями составить список священных сооружений нашего района

совершить 3-D экскурсию по Богоявленскому Кафедральному собору г. Томска, подготовить сообщение

ЛИТЕРАТУРА

Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы6 учебник для общеобразоват. учреждений

Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур»

http://www.3dhram.ru/ Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия




map