ОМРК Урок 13 Священные сооружения



РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ

Попкова Татьяна Вениаминовна учитель начальных классов

МБОУ Алешковская СОШ Богородский район

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Урок №13 «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. Мечети. Буддийские храмы».

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

Познакомить с особенностями священных сооружений ислама и буддизма и правилами поведения в них.

Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, родителей

Дома учащиеся должны были:

рассказать родителям о священных сооружениях, с. 33 вопросы 1-3

стр. 30-32 прочитать, с. 33 вопрос 4 с родителями

стр. 30-32 прочитать, составить кроссворд «Священные сооружения»

нарисовать более подробную схему внутреннего устройства православного храма

с родителями составить список священных сооружений нашего района

совершить 3-D экскурсию по Богоявленскому Кафедральному собору г. Томска, подготовить сообщение

Оборудование урока: учебник, ПК, проектор, электронное приложение, раздаточный материал, иллюстрации священных сооружений для выставки, запись чтения корана ( mp3), фотографии мечетей, буддийских храмов, карточка «Лестница Знаний» для рефлексии.

ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ:

Актуализация опорных знаний. 10 мин

Постановка и формулировка проблемы. 2 мин

Планирование деятельности. 2 мин

Решение проблемы. 15 мин

Применение знаний и умений. 5 мин

Подведение итогов. 7 мин

Рефлексия. 1 мин

Домашнее задание 3 мин

Ход урока:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

На доске иллюстрации с изображением синагог и православных храмов.

Учитель: Рассмотрите внимательно изображения. Как их можно назвать одним словом? Разделите их на 2 группы. Почему так распределили? По каким признакам вы сделали деление?

— Какие священные сооружения иудеев и христиан есть в нашем районе? Где они располагаются и как называются?

— Как устроены внутри? Прочитайте подготовленные описания.

-Что еще нового узнали, совершив 3-D экскурсию по Богоявленскому Кафедральному собору г.Томска?

— А как запомнили новые слова, мы проверим с помощью кроссвордов, которые вы подготовили дома.

2. ПОСТАНОВКА И ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Учитель: Какие еще религии народов мира вам известны?

Как вы думаете, существуют ли у них священные сооружения?

Кто из вас знает что-нибудь о священных сооружениях ислама и буддизма?

(Учитель открывает доску, где находятся изображения священных сооружений ислама и буддизма: мечети, ступы, пагоды, буддистские храмы).

— Можете угадать, какие из них к какой религии относятся? Что вы об этих сооружениях знаете? (Ребята делятся своими знаниями, предположениями).

— Какие цели и задачи поставим перед собой?

Учащиеся:

— Узнать о священных сооружениях ислама и буддизма

— Научиться их распознавать.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель:

— Где мы можем узнать про священные сооружения мусульман и буддистов?

Учащиеся предлагают:

прочитать в учебнике,

рассмотреть иллюстрации учебника,

поработать с электронным приложением.

Учитель:

— Предлагаю вам поработать в группах, а затем поделиться новыми знаниями друг с другом.

— Каждая группа получает план-задание и табличку, куда надо записать самое главное.

План-задание группам.

1)Прочитать текст «Мечети»(1 группа). Прочитать текст «Буддийские священные сооружения»

2)Заполнить таблицу.

Название священного сооружения

Внешние отличительные признаки

Внутреннее

убранство

Правила поведения

Ислам

Буддизм

3) Рассказать, что ещё интересного узнали о данном священном сооружении?

4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1)Учащиеся работают в группах.

2)Затем начинается обсуждение. Выступают представители 1 групп. Рассказывают, что они выяснили. Представители других первых групп дополняют. Рассказывают, что интересного еще узнали. Ребята, входящие в состав 2 групп слушают и заполняют таблицу о священных сооружениях ислама.

Затем выступают представители 2 групп, рассказывают о священных сооружениях буддизма, а остальные, слушая, заполняют таблицу.

3) Работа с электронным приложением:

Учитель:

-Рассмотрите фотографии. Что это за священные сооружения? К какой религиозной культуре относятся? Как определили? (Иволгинский дацан; Медина.Мечеть Пророка; мечеть в Сургуте)

— Какое впечатление они на вас произвели? Великолепные постройки.

— Посмотрим внутреннее устройство священных сооружений на интерактивных моделях.

5. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учитель:

— Сегодня вы многое узнали. Давайте проверим, кто был самым внимательным с помощью нашего электронного приложения, используя рубрики «Тренажер» и «Контроль». Вспоминать и отвечать нужно в парах. Если пара готова, то соединяют руки и поднимают их вверх.

Учитель:

— Молодцы! Вернемся к тем изображениям, которые вы рассматривали в начале урока. Теперь вы сможете их разделить на 2 группы?

Учащиеся выходят к доске и выполняют задание.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Учитель:

— Вы многое узнали о священных сооружениях разных религиозных культур. Каждое из них по-своему красиво и неповторимо. Каждое из них дорого людям.

Какие священные сооружения религий мира вы теперь знаете? (мечеть, церковь, синагога, пагода, ступа)

— Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

— Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

— Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

— Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?

— Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками.

Учитель:

Составьте синквейн из 5 строк по теме «Священные сооружения»:

1. Одно существительное.

2. Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений

3. три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4.Целая фраза, предложение, высказывает свое отношение к теме (крылатое выражение, цитата, пословица)

5. Это слово-резюме, или синоним.

1. Священные сооружения.

2. Святые, величавые.

3. Собираются, молятся, свершаются.

4. Это здания для богослужения.

5. Святыня.

7. РЕФЛЕКСИЯ «Градусник»

Учитель:

— Спасибо всем за работу. Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п. ) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии».

(Учащиеся делают отметки на заранее приготовленной из бумаги модели градусника, где около делений с одной стороны написаны слова: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно», а с другой написано «Своей работой на уроке «я доволен», «не совсем доволен», «не доволен»)

— Почему не совсем довольны? Что надо сделать? (Повторить материал дома).

8. ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

Учитель:

— Варианты домашнего задания:

1. Прочитать с. 32-33 и рассказать родителям о священных сооружениях ислама и буддизма.

2. Вместе с родителями описать одно из священных сооружений ислама или буддизма.

3. Составить кроссворд про одно священное сооружение ислама или буддизма.

4. Прочитать с. 32-33, вопросы 5,6

5. Узнать, что это такое, и где это можно услышать? (учитель включает чтение Корана)

Удачи!






map