ОПК Урок 10 Совесть и раскаяние



Тема: «Совесть и раскаяние».

Цель: Познакомить учеников с православными представлениями о добре и зле, дать понятие «грех», «раскаяние», поговорить о внутреннем состоянии человека.

Задачи:

Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;

осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.

Ход урока.

Организационный момент.

Определение темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».

— Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.

Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

— Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, — только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

— Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

— Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

— А молоко купил?

— Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

— Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

— Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.

-Разгадаем кроссворд. (Слайд 1)

— О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

II. Тема урока: Совесть и раскаяние. (Слайд 2)

Сегодня на уроке вы узнаете

О подсказках совести.

Как исправлять ошибки.

Подумайте и скажите, что же такое совесть по — вашему мнению (варианты ответов)

Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

— Так звучит определение слова совесть в словаре Ожегова. (Слайд 3)

— послушаем беседу Батюшки о совести. (фильм)

— Итак, совесть –это глас Божий. (Слайд 4)

— Зачем человеку совесть?

— Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)

— В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное». ( по щелчку Слайд 5)

— Назовите антоним слова «добро». (Зло). (щелчок)

— Какой смысл вы вкладываете в это слово?. (нечто дурное, вредное)

— (Слайд 6) по щелчку однокоренные слова

— В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой?(щелчок) (грех)

В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».

— Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия. чтение

— Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?

На доске.

• это то, что способствует росту души,

• помогает людям,

• радует бога.

— А зло наоборот:

• это то, что удаляет от этих добрых целей.

— Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

— В народе говорят «совесть заговорила».

— О чём говорит совесть с человеком?

— Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений.

Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

— Послушаем рассказ А.П. Гайдара «Совесть» (Слайд 7)

— Стр. 37 (Слайд 8) Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? Почему? Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (мученическое, так как он совершил грех).

— Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)

-Как вы думаете, можно ли как -нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?

Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».

Чтение библейской истории «Отречение Петра».

-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.

(читают дети)

2) Работа совести.

-Для того , чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу.

— Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.

Выборочное чтение.

Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.

— Какое второе важное дело поручил Творец совести?

— Какая важная особенность у совести?

(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)

— Что же является главным в жизни человека?

(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)

Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

IV. Три шага в раскаянии.

-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?

— Откройте 38 стр учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии.

(Чтение текста детьми)

а) Первый шаг в раскаянии.

— Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии?

(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

— Как вы его понимаете?

( Сожаление о том, что сделано)

-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?

( И тут петух пропел утреннюю зарю… Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)

б) Второй шаг в раскаянии.

— Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

(Переворот своих стремлений.)

— Как вы его понимаете?

(Готовность исправить свой поступок)

-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.

(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)

(Слайд 9)

в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.

— Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны

исправить ошибку делом.

(Слайд 10)

г) Третий шаг в раскаянии.

-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.

Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.

(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )

— Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

(Покаянные молитвы)

— Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости). . (Слайд 11)

д) Храм – место покаянной молитвы.

-Для православных людей место покаянной молитвы — храм. (Слайд 12)

Закрепление и осознание новых понятий на основе литературного произведения.

ерослушивание песни Светланы Копыловой « Дар Богу»

V. Итог урока. Рефлексия.

— Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

(Слайд 13)

Продолжи предложения

Сегодня на уроке я узнал …

Больше всего мне запомнилось …

Я задумался …

— Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.






map