ОПК Урок 9 Православное учение о человеке



Проект урока

по учебнику А.В. Кураева

«Основы православной культуры»

Выполнила:

учитель начальных классов

Лаврентьева Мария Георгиевна

Санкт – Петербург

2012-2013 г.г.

Урок №9. Тема: «Православное учение о человеке».

Цель урока: Осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.

Виды деятельности: устный рассказ на тему урока, комментированное чтение, работа с иллюстрациями в учебнике и со слайдами.

Опорные понятия: тело, душа, свобода, любовь, разум, Творец, внутренний мир человека.

Оборудование: учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры» (стр. 32-35); слайды по теме; духовное песнопение хора братии Спасо –Преображенского Валаамского монастыря «С нами БОГ»; тетрадь.

Ход урока.

Организация деятельности учащихся.

(Слайд № 1 Тема урока.)

(Слайд № 2 Цель урока.)

(Слайд № 3 Оборудование.)

(Слайд № 4 Опорные понятия.)

Рубрика «Сначала размышляем сами»

(Слайд № 5 )

— Выберите слова, которые обозначают предметы и явления, близкие душе:

(Слайд № 6)

Слова: ЕДА, ТЕЛЕВИЗОР, ТИХАЯ ПЕСНЯ, ЖУРЧАНИЕ РУЧЬЯ, ШЕЛЕСТ ЛИСТВЫ, ШУМНЫЕ ПОДРОСТКИ В АВТОБУСЕ, ССОРА, КОМПЬЮТЕР, МАТЕРИНСКАЯ ЛАСКА, ОТЧИЙ ДОМ.

(Слайд № 7)

— Объясни следующие выражения:

«ЧИСТАЯ ДУША», «ПАДШАЯ ДУША»

(Высказывания детей)

(Слайд № 8) «Детская душа»

(Слайд № 9) «Душа алкоголика»

(Слайд № 10) «Душа монахини»

(Слайд № 11) «Душа наркомана»

— Чьи души чистые, почему?

— У кого падшая душа, почему?

Работа по учебнику

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 33 художник В. Васнецов «Иван Грозный».

Рассмотрите внимательно, какие глаза, какое выражение лица? Как вы думаете, к концу жизни душа этого человека, стала какой?

— Кто сотворил мир и человека? (Слайд № 12)

Учебник стр. 32: чтение 1, 2 абзаца.

Рубрика «Это интересно»

(Слайд № 13) «Сотворение человека»

— В учебнике на стр. 34 отрывок из Библии.

— Объясните, как вы понимаете, что значит человеческая душа?

(Высказывания детей)

(Слайд № 14) «Душа человека»

— Что значит для вас душа, как вы понимаете значение этого слова?

— Есть ли тело у каждой души?

(Слайд № 15)

— Чтение по учебнику стр. 32-35.

— Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 32— 35: А. Дейнека «Автопортрет».

— Что выражает лицо этого человека?

(Слайд № 16) «Боль в душе»

— Когда у человека болит душа, к кому он обращается?

— Чтение – стр. 33

«Иногда душа болит… — «В этом ты не прав!»

— Рассмотрите фотографии на стр. 33 -35:

Фрагмент иконы «Преподобный Герасим Иорданский приручает льва»;

«Хорошо, когда на душе светло»;

«Душа обязана трудиться».

(Слайд № 17) «Доброта» «Душа становится богаче, когда она больше отдаёт»

(Слайд № 18) «Душа обязана трудиться»

— Что значит для вас душа, как вы понимаете значение этого слова?

— Какие родственные слова произошли от слова душа?

(Слайд № 19)

Душа — дух – дышать – дыхание.

«Есть дыхание – есть жизнь». «Нет дыхания – нет жизни».

— Какие бывают души? Одинаковые они или разные? (добрые, злые, страдающие, трудолюбивые).

Вывод:

У каждого человека есть своё тело и своя душа.

-Чтение – стр. 33

«слово душа…. – у животных отсутствует

— Чем человек похож на Бога? (Бог сотворил человека по своему образу)

Духовное песнопение хора Спасо – Преображенского Валаамского монастыря «С нами БОГ».

(Слайд № 20) «Свобода»

(Слайд № 21) «Любовь»

(Слайд № 22) «Разум»

(Слайд № 23) «Творчество»

Чтение на стр. 33

«Бог Сам свободен и людям Он подарил свободу».

«Бог есть любовь – и людям Он подарил любовь».

«Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить».

«Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить».

(Слайд № 24) «Внутренний мир человека»

Вывод:

— Что составляет внутренний мир человека?

(Слайд № 25) «Образ Бога в человеке»

«Разум, свобода, любовь, творчество – образ Бога в человеке»

— Запишите в тетрадь.

Чтение на стр. 33 -34

(Слайд № 26) «Стихотворение монахини»

«Подумай о душе»

(Слайд № 27) «Подумай о душе»

(Слайд № 28) «Крещение»

«Младенец сначала учится владеть своим телом. Потом же ему приходится всю жизнь учиться жить в мире со своей душой и совестью».

— Чтение стр. 34 – 35

(Слайд № 29) «Православная молитва»

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши!»

— Запишите в тетрадь.

Подведение итогов урока.

(Слайд № 30)

— Болела ли у тебя когда-нибудь душа? Смог ли ты понять, чем была вызвана эта боль?

(Слайд № 31) — Вспомни любимых тобою людей. Вспомни, как они проявляли по отношению к тебе и к другим людям душевную теплоту, или какой стойкой была их душа, когда проявляли душевную твёрдость?

(Слайд № 32) — Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести?

(Высказывания детей)

Домашнее задание

(Слайд № 33)

Вопросы и задания.… Есть в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?… Как вы понимаете выражение «Внутренний мир человека»?… Как Библия рассказывает о происхождении души человека?… Как вы думаете, какие мысли надо отгонять от себя и почему?






map