Опыт работы с одаренными детьми



Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

О.А.Кошкина

МБОУ АСОШ №1

учитель начальных классов

olga_koschka.5@mail.ru

Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность. Что же такое исследовательская деятельность – это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку. В своей практике исследования с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. При этом обращаю ваше внимание на ряд трудностей, которые могут возникнуть при организации и проведении исследовательской деятельности учеников начальной школы.

Деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы над проектом представлю следующей таблицей:

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

I этап — инициирующийНа этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка  II этап – основополагающий Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции. III этап – прагматический На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. IV этап – заключительный Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного. VI этап – итоговый На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.

Невозможно с 1 класса организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка в полной мере, поэтому я выделила три уровня сложности:

первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику (1 класс);

второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс);

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение (4 класс).

Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий.

Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах различного уровня. Данная технология не теряет своей значимости в условиях стандарта нового поколения, а наоборот приобретает ещё большую актуальность.




map