Опыт реализации концептуальных подходов курса математики ИИ Аргинской



Опыт реализации концептуальных подходов курса математики

И.И. Аргинской, С.Н.Кормишиной

Основная идея курса математики И.И. Аргинской, С.Н. Кормишиной в системе развивающего обучения Л.В.Занкова – идея самостоятельного добывания знаний. Все учебные задания (вопросы, задачи, упражнения) рассчитаны, прежде всего, на их самостоятельное выполнение, что предполагает создание в учебнике зон дозированной помощи при решении достаточно сложных задач, помощи в соответствии с индивидуальными возможностями на каждом отрезке учебного познания.

Формой оказания дозированной помощи являются вариативные задания, организованные по типу частично-поисковой деятельности. Это позволяет каждому ученику принимать участие в общей работе класса в меру своих возможностей. При этом учитель – дирижер, он вступает в игру, но сам не играет.

В работе с учебными заданиями авторы учебника математики И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина не рекомендуют значительно изменять расположение заданий относительно друг друга, так как объединение на одном уроке разных вопросов позволяет более эффективно использовать время урока, в виду того, что переключение детей на совершенно новый, по сравнению с предыдущим, материал снимает накопившуюся усталость, возбуждает новую волну интересов.

Исходя из выше сказанного, отметим главную особенность урока математики – его многоаспектность. Структура урока, предполагающая работу с самым разным материалом, требует продвижение в изучении нескольких тем на одном уроке. Одна из них является для данного урока ведущей и определяет его тему, остальные являются своеобразным фоном и продолжают развитие остальных тем, включенных в урок. отсюда следует отсутствие четкого разделения урока на привычные этапы: повторения, изучения нового, закрепления.

Ведь практически каждое задание учебника включает в себя элементы всех этих этапов.

Из этого следует – чем боле разнообразна структура урока, чем неожиданнее и удивительнее будет его начало, тем эффективнее дети будут включаться в учебную деятельность и тем она будет результативнее. План урока — это результат свободного творчества учителя, в котором он учитывает особенности детей, с которыми этот план будет осуществляться.

Первый урок в первом классе – первое знакомство с учебником. Говорим с детьми об обложке. Какая она яркая, красивая, интересная. Выясняем, что можно ожидать от книжки, если на обложке цирк. Открываем обложку, видим карту страны Математики, значит, мы отправляемся в путешествие по разным ее разделам.

На следующей странице обращение авторов к каждому ученику. Я читаю его сама. Главный момент обращения, заключается в том, что авторы не обещают легкую жизнь и пытаются «оттянуть» детей от мысли, что математика занимается только счетом. Они предлагают в путешествие взять с собой взять фантазию, воображение, внимание, наблюдательность, настойчивость и смело идти в путь.

Культура работы с учебником – немаловажная сторона работы и учителя и учащихся. Учебник содержит такие задания, с которыми интересно работать не только детям, но и мне. Думаю, что это очень важно, так как увлеченность учителя положительно влияет на активацию познавательной деятельности учащихся.

И так как учебник пронизан заданиями, виды деятельности с которыми, сочетают в себе и игру и серьезный материал, он становится понятным детям, приводит к раскрепощению на уроке, побуждает жажду самостоятельного приобретения знаний.

Но может ли ученик 2 класса сам «открыть» какой-то вычислительный прием, закон, правило? Раньше, до знакомства с данной системой, я ответила бы – «Сомневаюсь. Необходимо ученикам все объяснить, а затем закрепить полученный материал. При чем, чем больше будет упражнений, тем быстрее ученик овладеет правилом, приемом, законом». Поработав в данной системе обучения, могу ответить – «Может! Если ему предлагать задания, целью которых является не только получение результата, но и осмысление различных способов действий, анализ и сравнение, попытка увидеть определенные закономерности, осмыслить и обобщить».

Остановлюсь на фрагменте урока во 2 классе.

Тема: «Деление нуля на число». Задача № 353. Текст «Мама принесла в корзине 12 яблок и раздала их поровну трем детям. Сколько яблок получил каждый?» дети обсуждают и довольно легко решают задачу. Далее вопрос учебника «Сколько груш получит каждый из маминой корзины?». Кто-то из детей считает, что 4 груши, кто-то 5. Некоторые считают, что нисколько, раз в условии задачи говорится про яблоки, а не про груши. «У мамы в корзине груш нет, только яблоки, поэтому никто из детей груш не получит».

Возникает ситуация: есть вопрос, есть ответ – «нисколько», но как это записать на языке математики. Ребята задумались. Кто-то сказал: «Мне кажется, я догадался. Груш в корзине нет, значит каждый из детей получить их не может. А вопрос есть, и чтобы на него ответить взять число 0, так как оно обозначает «нисколько». Кто-то добавляет: «А я и решение записать могу». «И я, и я могу» — шумят дети. Затем самостоятельно записывают решение задачи в тетради. Несколько человек записывают на доске 0 : 3 = 0 (груш). Кто-то заметил, что получилось интересное решение задачи – 0 разделили на натуральное число, и получилось тоже 0. Затем дети самостоятельно придумывают свои задачи. Для решения которых нужно тоже ноль разделить на натуральное число. Решения записываются на доске. Анализ решений задач приводит учащихся к выводу о делении нуля на число.

Такие задания заставляют размышлять, пробовать, ошибаться и, наконец, находить правильный ответ. Сколько радости в глазах ребенка, нет скучающих и равнодушных. Ребята постоянно ищут рациональный способ решения, делают для себя открытие, учатся анализировать задачи, логически рассуждать.

Именно активная деятельность в процессе самостоятельного добывания знаний, даже при наличии трудности, благополучно влияет на эмоциональную сферу, на здоровье детей.




map