Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе



Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

Построение проектной деятельности учащихся в начальной школе- работа настолько же интересная, насколько и трудоемкая. Ученик начальной школы прежде всего учится реализовывать проект, поэтому нуждается в постоянном контроле и помощи со стороны руководителя- учителя или родителя. Естественно, большая польза возникает тогда, когда удается наладить продуктивное взаимодействие учителя как руководителя с родителями. В связи с этим первая особенность представляемого опыта – стратегия взаимодействия с родителем.Для нашей работы – «Дизайн –проект рекреационной зоны в классе» ,предметная область которой изобразительное искусство _ это было особенно важно ,так как требовало материальных и временных ресурсов со стороны родителей.

Мы не будем перечислять известные большинству этапы реализации проекта , но лишь подчеркнем , что на этапе проблематизации контакт с родителями в нашем случае был решающим : мама П. Бурцева , ученика 3 класса , принесла папку с работами сына , выполненные в художественной школе и спросила , как это можно использовать с пользой для ребёнка и школы. Итак . родитель должен быть в меру амбициозен ( хотеть продвинуть ребёнка на новый уровень успешности) , иметь хороший контакт с ребёнком и быть готовым к сотрудничеству с педагогом в качестве помощника. ( Если этого нет , то в процессе реализации проекта нужно просить родителей помочь выполнить ту или иную работу ) Мы определили , что новым знанием для Пети будет работа с вертикальной поверхностью , так как до этого он выполнял всё на горизонтальной . С учётом того , что перя хочет стать архитектором , для него эта новизна была значимой , и он охотно согласился.

Для конкретизации задачи был организован опрос среди одноклассников по выявлению темы оформления. В результате было решено оформлять рекреационный уголок в морской тематике. Таким образом, наш проект стал социально значимым: ученик его выполнял в ответ на социальный запрос своих одноклассников.

Этап реализации проекта в свою очередь имел дизайнерско-проектную , маркетинго – экономическую и исполнительскую части.

В первой части был создан эскиз уголка и утвёрждён у директора школы.

Во второй — проведено исследование возможной стоимости работы и сравнение с ценами на рынке подобных услуг.

В третьей части был реализован замысел проекта.

В пректно- исследовательских работах на уровне 3-го класса ребёнок самостоятельно осуществляет следующее:

Определяет цель своей деятельности;

Открывает новые знания;

Экспериментирует;

Выбирает пути решения проблем;

Несёт ответственность за свою деятельность.

В результате реализации этого проекта , стало ясно , что в проектах подобной тематики учитель помогает ребёнку определиться с выбором точки приложения сил, налаживает взаимодействие с родителями , организовывает контакты с заказчиком и руководством и , каки в любом проекте , помогает оформлять и готовить презентацию результатов . В нашей работе мы использовали следующий план выступления ( предлагаем его в виде вопросов ученику ) :

— Почему начал разрабатывать проект?

— Было проведено маркетинговое и экономическое исследование?

— Какова основная идея проекта?

— Какие использовал материалы? Достаточными знаниями обладал?

— Какое оборудование использовал? Сколько времени потребовалось? Кто помогал?

— Какие этапы проекта были? В чём они заключались?

— Какие комментарии получил от заказчика и посторонних людей?

— Как улучшить проект и каковы направления для дальнейших исследований ?

Таким образов , разработка проектов социальной тематики позволяет ученику начальной школы свободно выбирая для совершенствования область предметных компетенций , значимо усиливать процесс формирования и развития социальных и личностных компетенций ,что служит серьёзным основанием для включения учителем начальной школы таких видов обучающей деятельности в свою педагогическую практику.






map