Опыт внедрения ФГОС в начальной школе — сценарий проведения урока с представлением эффе



Ухина И. С.

«Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» — сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного воспитания первостепенной важности, обязательное условие поступательного развития страны и консолидации гражданского общества, государственный заказ для школы. Согласно концепции ФГОС и проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, внеурочная деятельность школьников – это обязательная и неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

В соответствии с принципами концепции духовно- нравственного воспитания личности гражданина России культура младшего школьника раскрывает мир его духовности как форму сознания, способом существования которого является знание и мир его ценностей. То есть, — развитость ценностного отношения человека к миру во всём его многообразии и к самому себе в этом мире, к процессам познания, деятельности, общения, в готовности действовать в соответствии с этими личностно-значимыми установками.

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, где впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, зависит не только успешность обучения детей в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь.

Психологами доказано, что именно младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций – восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

И упустить этот период в развитии ребёнка – значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения.

В Концепции федеральных государственных стандартов 2-го поколения есть цитата: «Развитие личности – смысл и цель современного образования».

Это та же цель, которую Л.В. Занков сформулировал 50 лет назад.

( Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.)

Им предоставлено право спорить и отстаивать свою точку зрения. Возможны и ошибочные суждения, поэтому важно, чтобы дети не боялись ошибиться и это не каралось отметкой, а наоборот активность должна поощряться (источник – интернет- ksh_dok_obuch_fgos_po zank «Обучение по системе развивающего обучения Л.В.Занкова как один из путей повышения уровня преподавания в младших классах»).

Цели и задачи программы духовного-нравственного развития и воспитания ФГОС и система развивающего обучения Л. В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание – это, прежде всего, теория Л. С. Выготского. Понятие «зона ближайшего развития», введённое в психологический лексикон Выготским, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведёт за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В. Занкову выстроить систему развивающего обучения, цель которого совпадает с целью, поставленной сегодня перед российским образованием. Цель обучения в системе Л. В. Занкова определяется как достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. Поэтому основная особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения, а, следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с представлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития личности.

Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведётся в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщен урок. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя.

Информация, полученная учащимися, непременно должна фиксироваться и использоваться. Это, прежде всего, запись готовых фрагментов, создание собственных текстов на основе полученных данных; краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимся для решения учебных задач. Именно многократное осмысление ее в новых условиях, включение в тесные взаимосвязи с имеющимися данными, совершение каких-либо действий с ними позволяет учащимся действительно освоить предлагаемое содержание образования. Этап применения и представления информации обнаруживает и степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля. На этом этапе возможно еще одно преобразование информации с целью ее донесения до других, то есть создание собственного текста – комментариев, сообщения, тезисов, выводов; «встраивание» имеющихся данных в уже имеющуюся информацию (например, для решения задачи); подготовка презентационных материалов – таблиц, схем, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций и т.п.; развитие навыков устной речи – умение строить монологическое высказывание; умения формулировать, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное; формулировать правила, давать определение понятиям; классифицировать, делать выводы и умозаключения; проводить наблюдения наглядных объектов, опыты и эксперименты; определять недостающую информацию, находить ее и работать с ней; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — С. 19-21.2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях./ Начальная школа / —2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).3. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухвалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.

Самоанализ урока

Характеристика класса.

На занятии присутствовали учащиеся 2 «В» класса (январь). Учащиеся уже достаточно хорошо узнали друг друга, приобрели первичные навыки поведения в коллективе на занятиях и в перемену. Большинство детей в классе дружелюбны, открыты и обладают высокой познавательной активностью. На занятии присутствовали дети в количестве 28 человек. Среди них были ребята неусидчивые физически активные и быстро утомляемые. Это – Серёжа Н., Алёша В., но они тоже активно работали. Но всё-таки для них надо было увеличить время движения, включить ещё одну физкультминутку. Остальные ученики были активны, и усталости детей не было видно на занятии. Наоборот ребята закончили занятие жизнерадостно и активно.

Урок по математике во 2 классе. Тема: «Взаимно обратные арифметические действия». Урок 2 Повторение. Закрепление.

Цели.

Получить достоверные данные об уровне представлений учащихся по данной теме, о сформированности их знаний и умений.

Повторить и закрепить знания, умения, приобретённые на предыдущих занятиях:

1. Знаковую запись римских чисел.

2. Конкретный смысл действия умножения.

3. Признаки отличий квадрата равностороннего треугольника.

Учиться воспринимать сложение и вычитание умножение и деление как взаимно обратные действия.

Учиться работать в команде (в группе):

— соблюдать правила общения со сверстниками;

— соблюдать правила поведения в школе.

Виды заданий выбраны грамотно и соответствуют теме и целям занятия, которые направлены на развитие личностных, познавательных, коммуникативных УУД.

Присутствуют различные виды активности: познавательная, социальная и физическая. Применяются здоровье сберегающие технологии (физкультминутка, динамическая пауза).

Применены интерактивные формы организации занятия.

Применён принцип оценивания – похвалы подбадривания и поддержки.

Ведущую роль занимают учащиеся, как главные участники урока.

Учитель направляет и поддерживает работу учащихся.

Предметно – развивающая и информационная среда достаточно хорошо подготовлены. На уроке просматривалась связь «ученик – ученик – учитель – ученик»

Подведение итогов с самооценкой знаний.

Технологическая карта занятия.

Этап занятия

Методический приём

Деятельность учителя.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на занятие

Приветствие

— Звонко прозвенел звонок!

Все явились на урок?

Дружно рядом с партой встали

И готовность показали!

Все учебники, тетрадки

В уголке лежат в порядке

И в пенале ручка есть?

Разрешаю вам присесть!

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне

положительного отношения к урокам математики;

– понимание роли математических действий

в жизни человека;

– интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно исследовательской деятельности;

– ориентация на понимание предложений

и оценок учителей и одноклассников;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для

формирования:

– интереса к познанию математических

фактов, математических зависимостей

в окружающем мире;

– первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

– общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– первоначальной ориентации в поведении

на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учите

лей.

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать

инструкции учителя;

– планировать свои действия в соответствии

с учебными задачами;

2.Разминка

Устный счёт.

— Как обычно, устный счёт нас в разминке этой ждёт!

Выполнив задание, вы узнаете, который час соответствуетпонятию «полдень»:

3 + 19 = … + 8 = … — 7 = … + 34 = … — 43 = … + 16 = … + 60 = … — 35 = … + 3 = … — 8 = … + 12 = … 3 =… -25 = …-22= …(12.)

(проверка на доске)

Продолжите закономерность:

1, 2, 3, 3, 2, 1, 4, 5, 6, …;(6, 5, 4).

Замените арабские последние три числа в закономерности римскими.

(проверка)

3.Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Повторение ранее изученного. Закрепление.

Индивидуальная работа и

работа в группах

— Всем спасибо, молодцы! Продолжаем работу. Анализ домашнего задания по итогам проверки предыдущей работы учителем.

— Некоторые ребята допустили серьёзную ошибку в решении задачи в домашнем задании. Мы рассмотрим Подобную задачу. ( Повторение конкретного смысла умножения)

Задача №724 с. 73 (Задачник Узоровой О.В. Нефёдовой Е.А.) Чтение задачи самостоятельно.

— Ребята, кто видел, как растёт горох на грядках? (Рассказ о растении.)

Самостоятельное решение задачи в тетрадях и 2 ученика на доске. С последующей проверкой.

В двух стручках по 6 горошин. Сколько горошин в этих стручках?

У доски решает ученик, допустивший ошибку в домашнем задании и ученик, решивший правильно задачу. Остальным ученикам предлагается решать задачу с помощью рисунка, схемы или палочек.

Решили? Спасибо садитесь на место.

На доске, как и ожидалось, две разных записи решения задачи:

2х6=12 (гор.) 2) 6х2=12(гор.)

Далее идёт анализ решения задачи учениками.

(У)- Саша не прав, потому что он на первом месте записал количество стручков, а надо писать количество горошин.

— Это имеет какое- то значение?

(У) – Да имеет. В задаче спрашивается о горошинах, значит, если задачу решать действием сложения, то мы будем складывать по 6 горошин 2 раза, т. к. у нас дано 2 стручка.

-Верно, молодец.

Динамическая пауза.

покажите своим соседям справа, слева и сзади, как вы решали задачу с помощью рисунка и палочек. ПОМОГИТЕ ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ, ЕСЛИ ВИДИТЕ ИХ.

Далее рассматриваются графические способы записи задачи:

Рисунок стручков.

Изображение, закодированное геометрическими фигурами во множествах.

Решение:

6 + 6 = 6 х 2 = 12 (гор.)

Ответ: 12 горошин в 2-х стручках.

Вывод.

— Какие правила надо помнить, чтобы решать задачи такого типа?

Надо внимательно прочитать и проанализировать условие задачи и вопрос.

Найти данные задачи и соотнести их с вопросом.

Постараться понять смысл задачи соотнести его с понятием конкретного действия умножения, т. е. вспомнить какое число из данных стоит в произведении на 1-ом месте,

а какое – на 2- ом.

Если возникли трудности, нарисовать рисунок или схему, или поработать с палочками.

Записать решение и ответ.

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– в сотрудничестве с учителем находить не

сколько вариантов решения учебной задачи,

представленной на наглядно образном уровне;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– выполнять учебные действия в устной

и письменной речи;

– принимать установленные правила в

планировании и контроле способа решения;

– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учеб

но познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

– выполнять действия в опоре на заданный

ориентир;

– воспринимать мнения и предложения сверстников о способе решения задачи;

– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

– выполнять учебные действия в устной,

письменной речи и во внутреннем плане;

– самостоятельно оценивать правильность

выполнения заданий и вносить необходимые

коррективы в действия с наглядно образным материалом.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации,

используя материал учебника и справочную

литературу;

– использовать рисуночные и символические

варианты математической записи;

– на основе кодирования строить несложные

модели математических понятий, задачных

ситуаций;

– кодировать информацию в знаково символической форме;

– строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4–5 предложений);

– проводить сравнение, понимать выводы,

сделанные на основе сравнения;

– выделять в явлениях существенные и не

существенные, необходимые и достаточные

признаки;

– проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

– в сотрудничестве с учителем проводить

классификацию изучаемых объектов;

– строить

Динамическая пауза физкультминутка.

! — Динамическая пауза – физкультминутка.

— Старушка с базара однажды пришла.

(шаг на месте — раз, два, раз, два)

Старушка в корзинке с собой принесла:

(наклоны вниз — раз, два, раз, два)

Морковку, капусту, картошку, горох.

(руки на талии, с поворотами вправо, влево — раз, два, раз, два)

Борщ оказался на славу не плох!

(вдох, выдох)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map