Организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов



Из опыта работы по организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов

Никто не удивляется в наш рациональный век раннему проявлению таланта художника, поэта, музыканта. Однако считается, что творческий импульс в области наук должен приходиться на более зрелый возраст. Научное развитие школьников редко поднимается выше олимпиадного уровня, не поэтому ли и исчезли ранние естественнонаучные таланты, которыми был богат XIX век?

В нашей школе ведется работа по привлечению школьников к участию в научно-исследовательском движении. Начинается такая работа уже в начальных классах. И это неспроста. Исследовательская деятельность создает определенные условия для формирования собственного социального опыта. Когда ученик соприкасается с наукой, он выражается сам и наблюдает самовыражение у других. Это становится для него очевидным и не вызывает отрицания. Прежде всего, наука развивает ум. Она требует от него и, следовательно, воспитывает в нем системность и последовательность. Обучает его различным схемам мышления. Показывает перспективу знаний, а потому заряжает азартом добывать их. Исследовательская деятельность воспитывает интеллектуальный подход к решению любой проблемы, делает ученика внимательнее, спокойнее, конструктивнее. Такая деятельность развивает речь, пополняет лингвистический багаж, совершенствует, обогащает лексику, формирует коммуникативную компетентность. Учит умению описывать проблему, находить способы ее решения, докладывать полученные результаты слушателю. Она учит деликатно вести научный спор, научную дискуссию, вежливо и уважительно выслушивать оппонента, принимая или не принимая его точку зрения, уважать себя, других и сам интеллектуальный труд.

Навыки исследовательской деятельности развивают у учащихся начальных классов познавательные и творческие способности, а также личные качества, способствующие успешной научно-исследовательской работе.

Исследовательские работы начинаются уже в первом классе. Ребята должны  защитить их: сначала в классе, а затем (лучшие) в школе на конференции.

С первой ступени дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи класса, где дети анализируют свои достижения и неудачи. Ребята изучают историю города и историю своей семьи, а результат своей работы в виде собственных рассказов или стихов помещают в альбомы.

Исследовательская деятельность не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес. Во 2 классе, мы готовим с детьми проекты. Один из проектов предлагаем вашему вниманию.

Правила для учителя, решившего заниматься исследовательской деятельностью.

1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. 2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность. 3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие. 4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы. 5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контроллёра на позицию помощника и наставника. 6.Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал неправильно!», а «Почему ты это сделал так?»). 7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Советы учителю:

1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе. 2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения. 3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.) 4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше, меньше, да лучше. 5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи. 6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными. 7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.

Главные условия организации исследовательской деятельности

Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.

Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.

Стремление учащихся работать над проектом.

Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.

Доступность информации о ходе проекта.

Доступная ученикам библиотека, медиатека.

Рабочие уголки групп проекта.

Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.

Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.

Техника подготовки:

— предварительный хронометраж; — детали рабочего места; — чёткий, красочный наглядный материал; -тренировочное выступление.

Защита проекта:

1.Общие рекомендации:

— эмоциональное и короткое по времени выступление ( не более 15 минут) с использованием интересных примеров; — логика изложения; — использование только понятных терминов; — рассказ, а не чтение текста; — использование наглядного материала;

2. Рекомендации выступающему:

— начните своё выступление с приветствия; — огласите название проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы; — не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления; — поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя за помощь; — старайтесь ответить на поставленные вопросы.

Критерии оценки работ : 1. Формулировка темы, глубина её раскрытия, соответствие возрасту. 2. Проблема (проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной; если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение; ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может быть необычных, но обоснованных) 3. Введение: • Объект, предмет исследования, • Актуальность • Гипотеза • Цели и задачи исследования (проекта) • Методы исследования (теоретические и эмпирические) 4. Актуальность темы и новизна предлагаемых решений, 5. Изучение источников информации. 6. Наличие гипотезы и её подтверждение. 7. Наличие исследовательской части, глубина выводов по каждой главе. 8. Реальность и практическая ценность исследования, наличие общих выводов. 9. Продукт и его апробация. 10. Уровень самостоятельности Оценка защиты: 1. Качество доклада и его презентации, логика изложения. 2. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме. 3. Умение вести дискуссию. 4. Субъективная оценка деловых качеств докладчика. При презентации своей работы автор должен уметь отвечать на вопросы по данной теме, обладать достаточной культурой речи и соблюдать принцип наглядности и иллюстративности. Награждение победителей После публичной защиты работы на секциях жюри подводит общий итог на основании: • результатов первичной экспертизы работы; • результатов публичной защиты работы. Каждой работе может быть присвоено от одной до трех номинаций из 9-ти следующих: • За глубину знаний автором избранной области исследования • За актуальность исследования • За практические достижения автора • За оригинальность проблемы и (или) ее решения • За учет межпредметных связей • За практическое применение данной работы • За наличие авторской позиции • За лучшую презентацию • Лучший докладчик






map