Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начально



Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1 класс

НАПРАВЛЕНИЕ

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

ЗАДАЧИ

1.Формировать первичные представления о символах государства – Российской Федерации, о символах ГО «Город Лесной»;

2.Формировать представление о важнейших законах нашей страны; формировать представление о правилах поведения в окружающей среде; стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в окружающей среде, к невыполнению учеником своих обязанностей;формировать умение отвечать за свои поступки;

3.Формировать представление о национальных героях и важнейших событиях

истории России;

воспитание уважения к защитникам Родины.

1.Формировать представления о различении хороших и плохих поступков;

2.Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах; с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание; стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим, воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим; развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным;

3. Воспитывать стремление поступать правильно; формировать умение признаваться в плохих поступках.

1.Формирование представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества, о нравственных основах учёбы;

2.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников, ценностное отношение к результатам своего труда и других людей;

3.Формировать представление об основных профессиях; навыках коллективной работы;

4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе;

5.Формировать личностные качества в выполнении учебных и трудовых заданий.

1.Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным;

2.Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

3.Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

4.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.

1.Расширять представления о душевной и физической красоте;

2.Воспитывать интерес к знаниям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

3.Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества;

4.Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

1

2

3

4

5

Познавательные беседы, классные часы

1. «Опознавательные знаки знаки мест, где мы живём и учимся»

Познавательная беседа.

2. «Символы нашего города, района, области». Герб

3.«Государственные символы (флаг, гимн) нашей Родины».

4. Беседы из цикла занятий по правилам дорожного движения..Безопасный путь в школу и домой.

5. «Героические страницы истории России»;

6. Цикл бесед «Что значит быть культурным»

1.Беседы по прочитанным произведениям; на основе работы с пословицами и поговорками; на основе просмотренных видео- и кинофильмов; на основе целенаправленных наблюдений за явлениями общественной жизни; беседы – обсуждения «Чему нас учат бабушки идедушки»;

«Наши родители»;

«Вместе с братьями и сёстрами».

2.Классные часы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношения к окружающим и школьного и внешкольного этикета.

1.Познавательные беседы «Труд в жизни людей», «Сохраняй порядок», «Чтобы всё успевать», «Доводи дело до конца», «Хочу быть аккуратным»,

1.Беседы-размышления по прочитанным произведениям.

2.Классные часы «Четвероногие друзья», «Комнатные растения — путешественники», «Дары леса», «Экологические тропинки» и др.

«Добрые чувства в нашей жизни»,

«Убегаем от болезней: в здоровом теле здоровый дух»,

«Настроение»,

Проектная деятельность

1.Практическая работа «Рассматривание гербов различных городов с объяснением символики»

Создание альбома с гербовыми символами.

2. Создание альбома с дорожными знаками, встречающимися на нашем пути в школу и домой, в кружки и секции.

3. Исследовательский проект «Мои обязанности в семье»

1.Альбом «Календарь добрых дел», «Волшебные слова», «Законы школьной жизни».

2.Творческий проект-конкурс «Современная школьная форма».

3.Исследовательский проект «История школьной формы».

1.Проекты: Наши

папы и мамы на работе», «Как стать дисциплинированным», 2. Проект по мотивам профессиональных праздников.

1.Экологические проекты «Уголок живой природы в нашем классе», «Как животные стали домашними», «Талисманы», «Хлеб от поля до стола», «История моей семьи», «Мой город на карте страны».

«Календарь природы», «Дневник наблюдений».

1.Проекты «Семейное творчество»

Игровая деятельность

1.Урок-игра «Добрые слова»;

2.Игровые ситуации, тренинги толерантного общения. Общаюсь по правилам» «Акцент на лучшее»

1. Игра «Правила дружбы»;

2. Сюжетно – ролевая игра «Город вежливости»;

3. Игра «Незаконченный текст»;

4. Викторина «Добрые слова»

5. Моделирование речевых ситуаций.

1.Сюжетно-ролевые игры.

2.Игровые ситуации «Воспитываю самостоятельность», «Самообслуживание»

3.Игровые и тренинговые упражнения.

4.Викторины, конкурсы

1.Игры: «Живое – неживое», «Волшебный мешочек», «Ботаническое лото».

1. Игры на развитие языка чувств.

2. Психогимнастика.

3. Народные игры

4. Творческие ролевые игры.

5. Сказочный сундучок доброго волшебника.

Туристко-краеведческая деятельность

1.Экскурсии в краеведческие музеи города, района, области.

2. Образовательные экскурсии по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»

Папа, мама, я – туристическая семья.

1.Ознакомительные экскурсии на предприятия, в общественные места.

2.Туристические походы

1.Экскурсии в краеведческий музей.

2.Экскурсии в парк, лес как природный комплекс.

3.Целевые прогулки.

1.Посещение выставок, спектаклей, экскурсий.

Творческая деятельность

1.Конкурсы рисунков «Семейная символика»;

«Мой мир»

Праздники «Посвящение в первоклассники», «Букваря», «Игр и игрушек»

1.Конкурсы: «Мир профессий», «Лучший плакат на тему труда».

2.Школьная ярмарка «Праздник урожая», 3.Выставки рисунков, поделок на тему труда, профессий.

1.Экологические конкурсы, выставки, олимпиады.

1.Неделя искусства.

2.Конкурсы рисунков, 3.Участие в различных видах творческой деятельности.

Проблемно-ценностное общение

1.Встречи с интересными людьми.

Этические диалоги

1.Встречи с интересными людьми (шефы производства «ЭХП», народные умельцы).

1.Встречи с интересными людьми («Ковчег», сотрудники экологического центра).

1.Встреча с интересными людьми.

Социальное творчество

2. КТД «Охрана природы – законы и правила для детей».

3. КТД «Аты – баты, шли солдаты».

КТД «Машина времени».

1.Операция «Подарок моим друзьям», «Помощь моим близким»

1.Общешкольные субботники.

2.Сбор макулатуры, изготовление подарков, трудовые акции и др.

1.Экологические акции.

2.Экологические праздники.

1.Участие в художественном оформлении класса, школы к праздникам.

2. Постановка кукольного спектакля.

Классные часы (по выбору) из цикла занятий по нравственному воспитанию на учебный год в 4-ом классе

Примерные темы и проблемы

Общение

Отношение к окружающим

Отношения в коллективе

Школьный и внешкольный этикет

Цель: воспитывать чувство дружбы и товарищества; развивать коммуникативные навыки, речь; учить отличать хорошее от плохого.

Цель: воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, заботу о младших; знакомить с правилами вежливого поведения.

Цель: воспитывать уважительное отношение к сверстникам, одноклассникам; стимулировать проявление доброжелательного отношения к окружающим людям.

Цель: познакомить с хорошими манерами; воспитывать стремление быть выдержанным; учить использовать в речи «волшебные слова»; знать правила культурного поведения.

«Доброе слово»

«Ежели вы вежливы»

«На улице»

«Узнай себя»

«Сочувствие, сопереживание»

«Путешествие в волшебную сказку»

«Попробуй волшебником стать»

«Маленькое дело лучше большого безделья»

«Любимый уголок Родины»

«Я люблю маму милую мою»

«Если радость на всех одна…»

«Мой класс – мои друзья»

«Самолюбие»

«О дружбе мальчиков и девочек»

«Правила поведения на уроке и перемене»

«В школьной столовой (береги хлеб)»

«Как вести себя за столом»

«Я и улица»

«Ты в гостях»

Беседы (по выбору) из цикла занятий по правилам дорожного движения на учебный год в 4-ом классе

Примерные темы и проблемы

Тема

Цели и задачи

Формы проведения

Оборудование

1.

«На наших улицах»

Знакомство с составными частями улицы, с элементами дороги. Участники дорожного движения. Разновидности транспортных средств.

Беседа.

Конкурс рисунков.

Игра «Переходим улицу»

Таблицы и плакаты.

Учебные фильмы.

2.

«Мы идём в школу»

Учить определять опасные места на дорогах и улицах во избежание несчастных случаев.

Практикум: разработка безопасного маршрута от дома до школы и обратно.

Таблицы.

Макет микрорайона школы..

3.

«Безопасный переход»

Познакомить с правилами перехода улицы. Использование правил на разных дорогах.

Беседа.

Практикум.

Макет микрорайона школы..

4.

«Наши верные друзья»

Познакомить учащихся с историей возникновения светофоров. Правила пользования светофором.

Практикум. Изготовление макета светофора.

Стихотворение

М. Пляцковского «Светофор»

5.

«Азбука города. Знакомимся с дорожными знаками»

Познакомить с дорожными знаками, названиями, назначением и расположением.

Ролевые игры.

Макет микрорайона школы..

6.

«Где можно играть»

Объяснить опасность игр на проезжей части.

Анализ ситуаций.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map