Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начально_36015



Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4 класс

НАПРАВЛЕНИЕ

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

ЗАДАЧИ

1.Формировать первичные представления о символах государства – Российской Федерации, о символах ГО «Город Лесной»;

2.Формировать представление о важнейших законах нашей страны; формировать представление о правилах поведения в окружающей среде; стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в окружающей среде, к невыполнению учеником своих обязанностей; формировать умение отвечать за свои поступки;

3.Формировать представление о национальных героях и важнейших событиях

истории России;

воспитание уважения к защитникам Родины.

1.Формировать представления о различении хороших и плохих поступков;

2.Знакомит с правилами поведения в школе, семье, общественных местах; с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание; стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим, воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим; развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным;

3. Воспитывать стремление поступать правильно; формировать умение признаваться в плохих поступках.

1.Формирование представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества, о нравственных основах учёбы;

2.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников, ценностное отношение к результатам своего труда и других людей;

3.Формировать представление об основных профессиях; навыках коллективной работы;

4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе;

5.Формировать личностные качества в выполнении учебных и трудовых заданий.

1.Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным;

2.Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

3.Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

4.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.

1.Расширять представления о душевной и физической красоте;

2.Воспитывать интерес к знаниям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

3.Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества;

4.Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

1

2

3

4

5

Познавательные беседы, классные часы

1.«Символы президентской власти», «Гражданин и обыватель».

2. «Путешествие в страну Законию», «Поступок, правонарушение, преступление».

Беседы из цикла занятий по правилам дорожного движения.

3. «Героические страницы истории России»; беседа-обсуждение «Могу ли я стать героем».

1.Беседы по прочитанным произведениям; на основе работы с пословицами и поговорками; на основе просмотренных видео- и кинофильмов; на основе целенаправленных наблюдений за явлениями общественной жизни; беседы – обсуждения «Твой самый решительный поступок в жизни», «Что значит быть человеком», «Любовь и мудрость» и т.д.

2.Классные часы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношения к окружающим и школьного и внешкольного этикета.

1.Познавательные беседы с приглашением родителей разных профессий.

2.Классные часы «Мой мир увлечений», «Хобби моей семьи», «Семейные ценности» и т.д.

1.Беседы-размышления по прочитанным произведениям.

2.Классные часы «Ты ответствен за тех, кого приручил», «Великие путешественники Земли», «Вредная и здоровая пища», «Что такое экологическая безопасность» и др.

1.Познавательные беседы.

2.Наблюдение и анализ типичных жизненных ситуаций из реальной жизни и изображённых в произведениях искусства с определением душевных, эстетических качеств, черт характера.

3.Анализ и обыгрывание ситуаций на сопереживание.

4. «Уроки добра и красоты», «Красивые и некрасивые поступки».

Проектная деятельность

1.Исследовательские проекты «История Российского герба», «История появления Гимна России».

Творческий проект-конкурс «Гимн нашего класса».

2.Альбом «Права ребёнка».

3.Исследовательский проект «Мой край в годы войны», «Ветеран живёт рядом», «Боевые ордена рассказывают».

1.Альбом «Календарь добрых дел», «Волшебные слова», «Законы школьной жизни».

2.Творческий проект-конкурс «Современная школьная форма».

3.Исследовательский проект «История школьной формы».

1.Проекты: «Кем я хочу стать?», «Для чего нужно быть настойчивым? и др.

2.Творческий проект по мотивам профессиональных праздников.

1.Экологические проекты «Мир насекомых в нашем городе», «Растения-пионеры в нашем городе», «Растения и животные – живые барометры», «Кладовые Земли в нашем доме», «Ботанический сад на окне класса» т.д.

1.Проекты «Праздники в моей семье», «Семейное творчество»

Игровая деятельность

2.Урок-игра «Мой сосед по парте»; игровые ситуации, тренинги толерантного общения.

1.Сюжетно-ролевая игра «Школа, которую мы строим».

2.Диагностические ситуации «Ваши действия» или «Как бы ты поступил, если …».

3.Психологические тренинги

1.Сюжетно-ролевые игры.

2.Игровые ситуации «Планирую и выполняю порученное дело», «Как я делал …»

3.Игровые и тренинговые упражнения.

4.Викторины, конкурсы

1.Игры: «Найди животное по следу», «Что соберём в лукошко?», «Деревья, кустарники, травы» и т.д.

1. Игровые и тренинговые упражнения.

2.Игры-соревнования «Кто больше увидит красивого вокруг».

Туристко-краеведческая деятельность

1.Экскурсии в краеведческие музеи города, района, области.

Образовательные экскурсии «Государственные награды РФ».

Ознакомительные экскурсии «Мемориальные памятники родного города».

1.Ознакомительные экскурсии на предприятия, в общественные места.

2.Туристические походы

1.Экскурсии в краеведческий музей.

2.Экскурсии в парк, лес как природный комплекс.

3.Целевые прогулки.

1.Посещение выставок, спектаклей, экскурсий.

Творческая деятельность

1.Конкурсы рисунков «Семейная символика».

2.Конкурсы знатоков.

3. Конкурс «Военная патриотическая песня».

1.Конкурсы: вежливости, самый востипанный и др.

2.Конкурсы рисунков на нравственные темы

1.Конкурсы: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Ученье – труд».

2.Школьная ярмарка «Город мастеров», «Празник урожая», «Народные ремёсла» и др.

3.Выставки рисунков, поделок «Наши достижения», «Наши цели».

1.Экологические конкурсы, выставки, олимпиады.

1.Неделя искусства.

2.Конкурсы рисунков, плакатов «Целый мир от красоты».

3.Участие в различных видах творческой деятельности.

Проблемно-ценностное общение

1.Встречи с интересными людьми.

2.Круглый стол «Дети и родители».

3.Встречи с ветеранами Вов, участниками боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике.

1.Диспуты: «Каким бы я хотел видеть своего друга?», «Почему важно беречь честь?», «Что значит быть милосердным?», «Может ли доброта исцелить человека?» и др.

1.Встречи с интересными людьми (шефы производства «ЭХП», народные умельцы, отличники-старшеклассники).

1.Встречи с интересными людьми («Ковчег», сотрудники экологического центра, клуб любителей животных).

1.Диспут «Красота сердца дорогого стоит!» (на примере сравнения красоты души литературных героев).

2.Встреча с интересными людьми.

Социальное творчество

2. КТД «Охрана природы – законы и правила для детей».

3. КТД «В моей семье живёт герой».

КТД «Помним, любим и гордимся».

1.Операция «Подарок моим друзьям», «Милосердие», «Помощь моим близким», «Помогай ветеранам»

1.Общешкольные субботники.

2.Первые пробы создания материальных ценностей: сбор макулатуры, изготовление подарков, трудовые акции и др.

1.Экологические акции.

2.Экологические праздники.

1.Участие в художественном оформлении класса, школы к праздникам.

Классные часы (по выбору) из цикла занятий по нравственному воспитанию на учебный год в 4-ом классе

Примерные темы и проблемы

Общение

Отношение к окружающим

Отношения в коллективе

Внешкольный этикет

Цель: воспитывать чувство дружбы и товарищества; развивать коммуникативные навыки, речь; учить отличать хорошее от плохого.

Цель: воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, заботу о младших; знакомить с правилами вежливого поведения.

Цель: воспитывать уважительное отношение к сверстникам, одноклассникам; стимулировать проявление доброжелательного отношения к окружающим людям.

Цель: познакомить с хорошими манерами; воспитывать стремление быть выдержанным; учить использовать в речи «волшебные слова»; знать правила культурного поведения.

«Дорогою добра»,

«Доброе слово, что ясный день»,

«Ежели вы вежливы»,

«Когда идёшь по улице»,

«Узнай себя»,

«Нам счастья не сулит обида чья-то»,

«Справедливость».

«У каждого народа свои герои»,

«Забота о младших»,

«Тепло родного дома»,

«Каждый интересен»,

«Цени доверие других»

«Советуем друг другу»,

«Самооценка и оценка меня»,

«Чтобы быть коллективом»,

«Коллектив начинается с меня»,

«Секретные советы мальчикам и девочкам»,«Скажи себе сам».

«Что такое хорошие манеры»,

«Как вести себя в гостях»,«Я Вам пишу…»,

«Я иду на выставку и в музей».

Беседы (по выбору) из цикла занятий по правилам дорожного движения на учебный год в 4-ом классе

Примерные темы и проблемы

Тема

Цели и задачи

Формы проведения

Оборудование

1.

«Наш путь в школу и новые маршруты»

Разобрать наиболее безопасные маршруты в школу, магазин и в другие места.

Беседа.

Составление маршрутов.

Таблицы и плакаты.

2.

«Движение по улице»

Познакомить с правилами движения по улице и дороге группами и в колонне. Учить определять опасные места на дорогах и улицах во избежание несчастных случаев.

Практикум.

Тренировочные упражнения.

Таблицы.

Красные флажки, фонари.

Размеченная площадка.

3.

«Велосипед – это транспорт или нет?»

Познакомить с велосипедом как механическим видом транспортного средства.

Беседа.

Практикум.

Таблицы и плакаты.

4.

«Труд водителя. Перевозка людей»

Познакомить учащихся с особенностями и сложностями труда водителя и правилами перевозки людей на автобусах, легковых и, в виде исключения, грузовых автомобилях.

Беседа .

Таблицы и плакаты.

5.

«Остановочный и тормозной путь»

Познакомить с понятиями «тормозной путь» и «остановочный путь», их величиной в зависимости от состояния погоды, проезжей части и от скорости движения транспортных средств.

Практикум: выяснить остановочный и тормозной пути.

Игра «Секунда – это много или мало?»

Таблица «Остановочный путь».

6.

«Почему случаются ДТП?»

Объяснить и проанализировать причины несчастных случаев на улицах и дорогах.

Анализ ситуаций.

Таблицы.

Размеченная площадка.

7.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map