Организация групповой работы на уроках окружающего мира в 1 классе



«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

В 21 веке обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель, различными подходами к содержанию образования, методике обучения, атмосфере в классе, оценке и технологиям. На сегодняшний день , учитель – фасилитатор, проводник и наблюдатель должен создать возможность для учеников применять универсальные учебные действия в получении знаний. Как помочь ученикам развить универсальные учебные действия, необходимые для того чтобы стать успешным в 21 веке? Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной , но в условиях введения ФГОС(федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования ответственность существенно возрастает. Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС являются:

Условия развития УУД

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний

Развитие умений по

применению знаний

Содержание

Объяснить все так, чтобы

ученик запомнил и пересказал

знания

Учитель – режиссер.

Ученик сам открывает

знания через содержание

УМК.

Методика

Репродуктивные вопросы –

повторение и запоминание

чужих мыслей.

Продуктивные задания.

Применение знаний в

новых условиях. Перенос

знаний.

Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа». Предмет «Окружающий мир», по УМК «Перспективная начальная школа», по которому я работала прошлый учебный год, имеет свою специфику, которая выражается в интегрированном характере. Для решения поставленных образовательных задач по данному предмету необходимо формировать(УУД) универсальные учебные действия младших школьников.

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Как я организовывала универсальные учебные действия школьников на уроках?

Какие возможности для этого дает учебный комплект?

Уже на первом уроке дети знакомятся с героями учебника Машей и Мишей, которые тоже хотят учиться, узнавать новое, делать открытия, отвечать на трудные вопросы и обращаются за помощью к первоклассникам. Таким образом, на уроках организуется совместная деятельность учеников и героев учебника, в результате которой формируются нравственные качества: отзывчивость, доброта – желание помочь. Я, обращала внимание школьников на условные обозначения учебника, С.З.; знакомила с каждым из них, просила отыскать на страницах учебника. Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений. Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Сотрудничество подразумевает командную работу умение работать в вдвоём или в группе над выполнением задания. Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары могут создаваться несколькими способами:

— Выбор делают сами ученики основываясь на общих интересах или дружбе;

-Случайный выбор;

— Решение принимает сам учитель.

Конечно, учитель должен постараться сформировать пары так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и учились работать вместе. Попытки разделить учеников, чьи отношения не складываются, часто бывают непродуктивны. И, кроме того это мешает их возможности развивать навыки решения проблем, возникающих в совместной деятельности. Когда один из учеников делает всю работу сам или диктует другому что и как делать, их совместная деятельность не может оцениваться как эффективное сотрудничество.

Познакомьтесь с самыми обычными, часто встречающимися конфликтами.

1. Ученик отказывается работать с партнером или с группой.

2. Никто не хочет работать вместе с каким-то учеником.

3. Ученик очень застенчив и не хочет участвовать в обсуждении.

4. Ученик не хочет уступать своему партнеру или другим членам

Группы.

5. Ученик не слушает и не воспринимает идеи и предложения,

которые высказывает партнер или другие члены группы.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

Правила сотрудничества

Мы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали вработе и чувствовали себя уверенно.

Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.

Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.

Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше.

Мы помогаем друг другу в работе.

Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) . При изучении темы «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств», проводились опыты с различными предметами для выявления органов чувств и их роли в жизни человека, . Работа строилась не в одиночку, а в парах, как Маша и Миша. В результате дети учились умению работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договаривались, учились слушать товарища и высказывали свое мнение.

Приложение № 1.

Алгоритм работы в парах (словарная работа)

•Работаю с соседом по очереди.

•Проговариваю слово чётко по слогам.

•Сосед высказывает свою точку зрения (согласен, не согласен).

•Если не согласен, приводит аргументы (проверяем по словарю).

•Запишу слово в тетрадь.

•Сверяю свою работу с образцом.

•Оцениваю свою работу.

Приложение № 2.

Алгоритм работы в парах

•Работаю с соседом.

•Распределяем задание.

•Проговариваю задание.

•Объясняю .

•Аргументирую свой выбор.

•Выслушиваю оценку соседа.

•Записываю вывод в тетрадь.

•Оцениваю сам.

•Оценивает сосед.

Урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводился в форме пресс – конференции. (учитель предварительно разрезал открытки на фрагменты, выбирая свой фрагмент, ученики искали свою группу)

— У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов: — Как тебя зовут? — Где ты живешь? — Чем ты питаешься? и т.д.  При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся: • целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?)

Смысловые акценты

УУД

Курс «Окружающий мир»

личностные

нравственно- этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование,

контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация

действий

познавательные

обще- учебные

широкий спектр источников информации

познавательные

логические

анализ, синтез, сравнение, группировка,

причинно- следственные связи, логические

рассуждения, доказательства, практические

действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для

получения и передачи информации, участие в

продуктивном диалоге; самовыражение;

монологические высказывания разного типа.

Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия.

Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

Оценка по уровням:

Сомневаюсь Умею Могу научиться.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: — Что ты узнал на уроке?

— Чему научился?

— За что себя можешь похвалить?

— Над чем еще надо поработать?

— Какие задания тебе понравились?

— Какие задания оказались трудными?

Оценивают себя по алгоритму:

1.Какое было задание?

2.Удалось выполнить?

3.Верно или не совсем?

4.Сам или с помощью?

красный-без ошибок, аккуратно самостоятельно.

жёлтый-допустил ошибку, или с помощью работал.

зелёный-ошибался, работал с помощью, выполнил неряшливо.

На уроках, я использую условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение. Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. Или в конце каждого урока ученик оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом рисует кружок, закрашивает его полностью, если считает работу аккуратной, половину кружка, если она не очень аккуратна и не закрашивает, если считает неаккуратной.

Можно использовать «волшебные линеечки», «светофор», «незаконченное предложение», «плюс, минус», «изображение 3х лиц», и.т.д.

— Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

— А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

Литература

1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе. От действия к мысли». Учебное пособие для учителя,

М. «Просвещение», 2010.

2. Р.Г. Чуракова «Проектирование основной образовательной программы

образовательного учреждения» М. Академкнига/учебник, 2011

3. О.Н. Фетодова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 1

кл. Методическое пособие. М.Академкнига/учебник, 2011.

4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов учебный комплект:

учебник «Окружающий мир» 1 кл., хрестоматия «Окружающий мир» 1

кл., Тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 1 кл.,

М.Академкнига/учебник, 2011.

Томская область Александровский район с. Алексадровское

МБОУ СОШ №1

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов

Гагина Ольга Борисовна

2013год






map