Организация групповой работы на уроках с младшими школьниками



Мастер-класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность групповой работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые коллеги. Начать наш сегодняшний мастер-класс мне бы хотелось с притчи «Наберись смелости – сделай попытку!»

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная

задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.

Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

Уважаемые коллеги. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета.

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, которую кратко можно представить в виде схемы:

искать

думать

приниматься за дело

сотрудничать

адаптироваться

Технология группового обучения – это одно их средств реализации системно-деятельностного подхода и занимает важное место в системе современного обучения.

Групповая работа предполагает такую организацию деятельности, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей.

Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Процесс познания организуется членами группы самостоятельно.

Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в  ФГОС.

Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек).

Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в таких группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме. При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии.

Как объединять детей в группы?

Уважаемые коллеги. Перед вами таблица видов групп. В паре со своим соседом постарайтесь по описанию группы определить её вид, опираясь на перечень, представленный на экране.

Виды групп

Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.

Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).

Группа по желанию;

«Случайная» группа;

Группа по теме работы;

Группа по уровню сложности задания.

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

Нельзя:

формировать пару из двух слабых учеников;

требовать полной тишины;

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;

заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;

Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов. Коллеги, перед вами лежат все этапы групповой работы. Объединитесь в четвёрки и постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.

постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

раздача дидактического материала;

планирование работы в группе;

индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

сообщение о результатах работы группы;

общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю вам снова объединиться в четвёрки и составить правила работы в группе, опираясь на первые слова.

Правилами групповой работы могут быть следующими:

Говори спокойно, ясно и только по делу.

Говори по очереди.

Слушай своих собеседников.

Убедись, что в разговоре участвует каждый.

Обращайся к товарищу по имени.

Уважай мнение каждого участника группы

Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. План поэтапного освоения групповой работы следующий:

1 этап – Работа в паре. Девиз данного вида деятельности «Мы – напарники»

Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.

Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих в паре, особые сигнальные движения для учителя после окончания работы.

Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах, которое можно использовать на любом этапе урока русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова». Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте. После окончания просигнальте о своей готовности.

Задание для парной работы:

Вставь пропущенные гласные в словах:

Вставь пропущенные гласные в словах:

М…ЛОДОЙ

К..РЗИНА

КР…СОТА

…ЛЬБОМ

Л…СТОПАД

К…ЛОМЕТР

УЛ..ТАЮТ

МЕБ…ЛЬ

ОБЪ…СНИТЬ

Л…ГУШКА

После окончания работы со словами проверка осуществляется по линиям парт. Таким каждая пара называет вставленные буквы, остальные могут проверить свои работы, а затем на листе самооценки оценить свою работу.

Данный вид заданий предполагает дифференцированный подход. Почему?

Пары, где есть сильные ученики получают карточки о словарными словами, остальные с проверяемой гласной в корне слова.

2 этап – Работа в четвёрках. Девиз данного вида деятельности «Мы – сплоченная команда». Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих в четверках, больших группах. Предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в четверках. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме «Природные сообщества»

Задание для групп — четвёрок:

Распределить животных по месту их обитания.

Заполнить графу с выделенным природным сообществом

Природное сообщество

Поле

Лес

Болото

Животные

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчёла, заяц, шмель, цапля, бабочка.

После окончания работы спикеры каждой группы называют свой ответ, остальные участники внимательно слушают и заполняют пустые графы таблицы. Таким образом, у каждой группы заполняется вся таблица.

3 этап – Работа в «больших группах». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами. Для каждой группы (ряда) я предлагаю задание, которое называется «Математический бумеранг». Почему оно так называется?

Вы должны по очереди выполнить необходимые вычисления и записать ответы, передавая лист товарищам в вашей группе. Когда последний участник запишет ответ, он должен вернуть мне лист. (По команде учителя игра начинается)

Цепочка 1 ряда: 3 • 2 = 6 • 3 = 18 : 2 = 9 • 4 = 36 : 6 = 6 • 5 = 30 :10 = 3 • 8 = 24 – 24 = 0

Цепочка 2 ряда: 150 – 50 = 100 + 70 = 170 – 110 = 60 + 220 = 280 – 130 = 150 + 350 = 500 – 270 = 230 – 200 = 30 – 30 = 0

Цепочка 3 ряда: 1дм – 4 см = 6см + 30мм = 9см + 11см = 2дм + 30см = 5дм – 15см = 35см + 35см = 7дм + 10см = 8дм + 2 дм = – 100см = 0

Решённые «бумеранги» учитель вывешивает на доску. Обратим внимание, что все бумеранги заканчиваются одним и тем же числом. Таким образом, можно подвести детей к изучению любой темы по математике, связанной с нулём.

Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:

реализуется принцип деятельности;

улучшается успеваемость;

формируется мотивация учения и обучения;

порождает взаимную ответственность, внимательность,

соблюдается дифференцированный подход;

работа в группе помогает ребенку проявить себя,

улучшаются межличностные отношения;

устанавливается психологический комфорт в коллективе

достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;

Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.

А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание.






map