Организация групповых форм работы



Организация групповых форм работы.

Совершенствование работы начальной школы может быть обеспечено при реализации гуманистической направленности всей системы начального обучения, которая должна проявляться в уважении к личности ребенка, в развитии его творчества, самостоятельности, осознанности, в учете его индивидуальных качеств в процессе усвоения знаний. Современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. Развивающее обучение занимает все более прочные позиции. Ведется поиск новых методов работы, новых форм организации развивающего обучения.

Современный уровень образования требует от учителя применения качественно новых педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельной творческой личности, способной на осознанный ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. К сожалению, в настоящее время существует большая проблема, связанная с воспитанием у детей коммуникативной культуры. Наши дети практически не используют в речи изобразительно-выразительные средства, не умеют слушать и слышать собеседника, не умеют тактично спорить и убедительно доказывать свою точку зрения, не имеют выдержки, терпения, очень бурно, враждебно реагируют на критику, из чего следует, что они совершенно не умеют работать коллективно.

Я считаю, что групповое обучение способствует становлению, созданию коллектива, благотворно влияет на становление личности ребенка, стимулирует активную и осознанную деятельность каждого школьника. Несомненно, групповая работа является важным звеном организации межличностного взаимодействия через обучение, без которого немыслима активизация личностных качеств учащихся. Поэтому считаю использование групповых форм работы в начальной школе актуальным и эффективным, так как они позволяют не только активизировать ученый процесс, но и создать творческую обстановку, при которой происходит совместная работа ученика с учениками, учителя с учениками, предусматривающая формирование коммуникативных навыков учащихся, осознанного отношения учебному процессу. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми – составная часть гражданского образования, подготовки к жизни в демократическом обществе.

Я бы хотела указать несколько причин, определяющих актуальность исследуемой темы:

1) плодотворное сотрудничество с другими участниками учебного процесса;

2) способность эффективно кооперироваться с другими людьми является подготовкой к жизни в демократическом обществе;

3) зона стабильного социального окружения, которое раньше помогало приобрести опыт группового взаимодействия в условиях самодеятельности детского коллектива, существенно сузилась. Навыки кооперации надо осваивать в школе;

4) необходимо с начальных классов воспитывать коммуникационную компетентность, умение выслушивать друзей и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения;

5) высокая педагогическая эффективность надлежащим образом организованной групповой работы.

С 1981 года я начала свою работу в качестве учителя начальных классов. Мой стаж педагогической деятельности – 30 лет.

Большие трудности возникают при формулировании аргументированных ответов, усвоения учащимися основных понятий учебного материала и умениями выполнять учебные требования;

У учащихся возникают сложности при усвоении изучаемого материала и развитием мотивационной сферы. Групповая форма обучения создает наилучшие условия для организации сотрудничества всех субъектов учебной деятельности, и замечательно, что в современной структуре урока групповые формы работы находят все большее применение.

Анализ работы учителей в творческих и проблемных группах по вопросу формирования активной и осознанной деятельности учащихся показал, что учащиеся – пятиклассники, проходящие период адаптации, часто имеют низкие учебные достижения не потому, что учатся у разных учителей. В большинстве случаев это связано с тем, что учителя не только слабо учитывают возрастные особенности учащихся, но и мало внимания уделяют преодолению дефицита общения, не всегда используют учебные задания, способствующие учебной коммуникации, активной деятельности школьников.

Самой приоритетной формой работы на уроке учащиеся считают групповую работу. По их мнению, именно в групповой работе развивается сотрудничество, умение работать в команде, стимулируется активная и осознанная деятельность.

Мой опыт работы показал, что организация групповых форм работы делает урок интересным, наполненным, живым.






map