Организация и проведение олимпиад в начальной школе



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Организация и проведение олимпиад

в начальной школе

(для учащихся 1-4 классов)

Составила:

Романенко Марина Николаевна –

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

г. Тихвин

2011 г.

I. Пояснительная записка

В данную работу включены советы по подготовке, проведению и оценке заданий школьного тура олимпиад, примерные тексты заданий для разных классов начальной школы по математике, русскому языку и окружающему миру и ответы к ним. Все задания предполагают творческое применение программных знаний, умений и навыков по данным предметам. Материалы данной работы могут быть использованы учителем при подготовке к школьному туру олимпиад по предметам, а также на уроках в качестве дополнительных заданий повышенной сложности.

Цели проведения олимпиад.

Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний». Поэтому цели проведения предметных олимпиад следующие:

— всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;

— развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

— правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;

— преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.

Учащиеся с первого класса начинают свой нелёгкий, но увлекательный путь к подножию «школьного Олимпа». И здесь нельзя забывать, что наряду с принципом «пусть победит сильнейший» при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим – «в олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», так как важно просто участие. Многоступенчатое построение позволяет принять в ней участие большому числу учащихся и выявить среди них одаренных. Остальные участники соревнований тоже выигрывают. Интерес к вопросам, связанным с задачами, первые самостоятельно сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к разным учебным предметам. Олимпиада позволяет ребенку «открыть» себя, дает возможность утвердиться в окружающей среде.

Требования к составлению заданий.

Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам. Все задания делятся на три группы: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. При составлении заданий должен выполняться ряд требований:

— несколько заданий должно быть посильно всем участникам;

— часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;

— обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;

— все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);

— участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;

— объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.

Организация и проведение олимпиад.

Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями «олимпиадного мышления», способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный.

За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».

Критерии оценивания олимпиад.

При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:

— задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов. Безупречный ответ – 2 балла, неточный – 1, неверный – 0;

— творческие задания оцениваются по следующим критериям: содержание, форма выражения, оригинальность (от 0 до 2 баллов за каждый критерий);

После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители.

Подведение итогов и награждение проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных призов.

По результатам проведения школьного тура олимпиад по различным предметам в 4 классах формируются группы для подготовки к участию в городском туре предметных олимпиад.

II. Тренировочные задания

При подготовке к олимпиадам в качестве тренингов можно использовать следующие задания по предметам.

Русский язык.

4 класс

1. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.

Алф…вит, д…кумент, д…суг, п…ртфель, жав…ронок, зан…та, к…лометр, кр…сивее, м…газин, п…ложить, ц…мент.

2. Вставь в пословицы слова большой – маленький.

Даже самое _______________________ дерево выросло из __________________ семени. На _____________________ челне по _________________ озеру не плавают.

3. Подчеркни в стихотворении глаголы.

Это дом или печь?Это доменная печь!Что умеет эта печь?Из руды железо печь! 

Кто без кисти и белилКрыши города белил?

4. Сколько ответов можно дать на вопрос?

Мы поедем зимой на экскурсию?

_____________________________________________________________________________

5. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Пл…тина – _________________Нар…дился – _________________Посп…шил – _________________

6. Подчеркнуть словосочетания, в которых есть имена существительные 1-го склонения в дательном падеже.

От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю на пароходе. От стаи к стае.

7. Запиши множественное число имён существительных.

Стул – __________________Ухо – __________________Чудо – __________________   Ребенок – __________________Человек – __________________Телёнок – __________________

8. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.

Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.

_____________________________________________________________________________

9. Запиши слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка – как в слове захотел, суффикс – как в слове молоток.

_____________________________________________________________________________

10. Что означают данные слова?

Уста – __________________Очи – __________________Перст –__________________Чело – __________________

 

Математика.

1 класс.

1. По небу летали воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летало?

_____________________________________________________________________________

2. Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты можешь собрать?

_____________________________________________________________________________

3. Вставь числа и знаки математических действий так, чтобы равенство стало верным.

4. Продолжи ряд чисел:

16, 17, 18, ….2, 4, 6, …..

5. Сколько квадратов на рисунке?

_____________________________________________________________________________

6. Начерти три прямые линии так, чтобы они пересекались.

7. Сколько нечетных чисел находится в промежутке чисел от 3 до 17?

_____________________________________________________________________________

8. Сколько концов у трёх с половиной палок

_____________________________________________________________________________

9. Три девочки готовили ёлочные игрушки к Новому году. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работала каждая из них?

 

3 класс.

1. Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле: карандаш или ручка?

Ответ: карандаш

2. Найди сумму чисел 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10

Ответ: 55.

3. Запиши все двузначные числа, используя цифры 1, 2, 3 (цифры в записи числа не должны повторяться) и найди сумму этих чисел.

Ответ: 12 + 13 + 21 + 23 + 31 + 32 = 132.

4. В двух залах 50 стульев. Когда из одного зала 10 стульев вынесли, то в залах стульев осталось поровну. Сколько стульев было в каждом зале первоначально?

Ответ: (50 — 10) : 2 = 20 стульев в одном зале.

20 + 10 = 30 стульев во втором зале.

5. Саша решил прогуляться и пошёл по левому берегу ручья. Во время прогулки он три раза переходил этот ручей. На левом или на правом берегу он оказался?

Ответ: на правом берегу.

6. Вдоль дороги поставили 4 новых столба. Расстояние между каждыми двумя соседними столбами 5 метров. На каком расстоянии один от другого находятся крайние столбы?

Ответ: | 5м | 5м | 5м | на расстоянии 15 метров.

7. Начертите квадрат. Расставьте на его сторонах 8 точек так, чтобы на каждой стороне было по 3 точки.

Ответ:

8. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидит дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если пёс Шарик, сидящий крайним слева, сядет между котом Матроскиным и дядей Фёдором, то дядя Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?

Ответ: слева направо сидят пёс Шарик, дядя Фёдор, кот Матроскин и почтальон Печкин.

9. Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, что две из них были четырёхугольной формы, а две – треугольной.

Ответ:

10. Ваня живёт выше Пети, но ниже Сени, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них?

Ответ: 1 этаж – Коля, 2 этаж – Петя, 3этаж – Ваня, 4 этаж – Сеня.

4 класс.

1. Длина забора 20 метров. Сколько в заборе столбов, если столб от столба стоит на расстоянии двух метров?

Ответ: | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 2м | 20:2+1=11 столбов.

2. На двери пещеры с сокровищами висит кодовый замок с шифром

Нужно набрать на замке семь разных цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) так, чтобы цифры не повторялись и равенства были верными.

Ответ: 56 : 8 = 9 – 2 = 3 + 4 = 1 · 7.

3. В детский сад привезли 300 кг овощей (картофель, морковь, лук). Картофеля и моркови 230 кг, а картофеля и лука 200 кг. Сколько кг картофеля, моркови и лука привезли в отдельности?

Ответ:

1) 300 – 230 = 70 (кг) привезли лука.

2) 200 – 70 = 130 (кг) привезли картофеля.

3) 300 – 200 = 100 (кг) привезли моркови.

4. К трёхзначному числу слева приписали цифру 1. На сколько увеличилось число?

Ответ: на одну тысячу.

5. Мотоциклист проехал 160 км, двигаясь со скоростью 80 км/ч, несколько раз останавливаясь в пути. Сколько всего времени был в пути мотоциклист, если остановки заняли 25 минут?

Ответ:

1) 160 : 80 = 2 (часа) время движения.

2) 2 часа + 25 минут = 2 ч 25 мин время пути с остановками.

6. Вычисли значения выражений. Запиши эти выражения без скобок так, чтобы их значения не изменились (вспомни законы математики):

9000 — (3000 + 20) 300 · (30 + 70)

5400 : (9 · 100)(5000 + 2000) – 1000

Ответ:

9000 — (3000 + 20) = 9000 – 3000 — 20 = 5980

5400 : (9 · 100) = 5400 : 9 : 100 = 6

300 · (30 + 70) = 300 · 30 + 300 · 70 = 30000

(5000 + 2000) – 1000 = 5000 + 2000 – 1000 = 6000

7. Построить прямоугольник, периметр которого равен 20 см (все возможные варианты)

Ответ: прямоугольники со сторонами 9 см и 1 см, 8 см и 2 см, 7 см и 3 см, 6 см и 4 см, 5 см и 5 см.

8. Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. Найди его периметр и площадь. Раздели прямоугольник на 8 равных треугольников.

Ответ:

Р = (3 + 4) · 2 = 14 см

S = 3 · 4 = 12 см2

9. На две стройки отправили 12 одинаковых ящиков с гвоздями. Когда на обеих стройках израсходовали 120 кг гвоздей, на первой стройке осталось 4 ящика, а на второй 3 ящика. Сколько кг гвоздей осталось на первой стройке и сколько на второй?

Ответ:

1) 4 + 3 = 7 (ящ) осталось на двух стройках.

2) 12 – 7 = 5 (ящ) израсходовали.

3) 120 : 5 = 24 (кг) гвоздей в 1 ящике.

4) 24 · 4 = 96 (кг) гвоздей осталось на первой стройке.

5) 24 · 3 = 72 (кг) гвоздей осталось на второй стройке.

10. Масса ящика с лимонами 25 кг. После продажи половины всех лимонов, ящик поставили на весы. Весы показали 15 кг. Найдите массу пустого ящика.

Ответ:

1) 25 – 15 = 10 (кг) продали лимонов, это половина всех лимонов.

2) 10 · 2 = 20 (кг) всех лимонов.

3) 25 – 20 = 5 (кг) масса пустого ящика.

7. Из чисел 4, 6, 9, 270 составь пример ? : ? — ? · ? = 6

Ответ: 270 : 9 – 4 · 6 = 6

III. Задания для олимпиад

Русский язык

Цель: а) Выявить наиболее способных учащихся по русскому языку с целью поддержки и развития их способностей.

б) Оценить подготовленность учащихся по русскому языку.

в) Оценить уровень сформированности мыслительных действий у учащихся в процессе решения предметных задач в нестандартных условиях.

1 класс

1. Отгадай загадку, напиши отгадку.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

2. Какие буквы повторяются в словах: дымок, сыч, лыжник, рыба?

3. Запишите пять слов со звуком [о]

4.Закончите предложение, поставив вместо точек подходящее по смыслу слово.

На огороде выросли красные ….

5. Подберите к данным словам слова с противоположным значением: медленно; холодно — ….

6. Прочитайте отрывок из сказки. Назовите автора.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет….

7. Замените в слове печка первую букву так, чтобы получилось другое слово. Запишите как можно больше таких слов.

8. Найдите в слове полк новое слово.

9. «Лесенка».

Допишите недостающие буквы так, чтобы получились слова.

л —

л — —



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map