Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мир



Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время» (из опыта работы)

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место в своей педагогической практике мы уделяем организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных учителей начальной классов помогли мне создать свою систему работы в данном направлении. При организации исследовательской деятельности младших школьников учитываю следующие условия:

целенаправленность;

систематичность;

мотивированность;

психологический климат (благоприятный для напряженной исследовательской деятельности);

создание творческой атмосферы;

учет возрастных особенностей детей.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я придерживаюсь того, что работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. С целью формирования исследовательских умений детей чаще использую материал уроков окружающего мира.

Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Работу по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям.

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:

индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;

Второе направление – групповая работа:

работа над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где, считаю целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.

Третье направление:

массовая работа с детьми. В рамках данного направления готовлю обучающихся к выступлению на заседании школьного научного общества учащихся начальной школы (НОУ), к конкурсам в рамках предметной недели, провожу работу по преемственности детский сад – школа в группах интегрированного состава: младший школьник — дошкольник. Ежегодно принимаю участие в региональном фестивале учебно-исследовательских работ младших школьников «Мир открытий».

Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.

На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых вижу искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Кроме того, на первом этапе осуществляю помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение попугая потому, что в его доме появился волнистый попугайчик. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Наблюдая за осенним листопадом, второклассник заметил, что листья на разных деревьях меняют окраску листьев не в одно время. Он провел наблюдения, изучил с помощью родителей литературу и ответил на волнующий его вопрос. На занятиях окружающего мира часто возникают вопросы, ответы на которые невозможно найти в учебниках. Поэтому появляется необходимость проведения собственного исследования по поиску ответа на возникший вопрос. Так у группы детей появилась тема исследования “История одной улицы”. Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

На втором этапе вместе с ребенком я формулирую проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования. А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар. Поэтому на данном этапе большая роль отводится именно учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовала из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”. Прежде чем проводить тренировочные занятия с детьми, провожу тренировочные занятия с родителями в ходе проведения мастер-классов, практических занятий по организации исследовательского обучения.

Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также провожу предварительно тренировочные упражнения.

Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых выступают родители. В плане работы над темой исследования можно выделить следующее:

планирование работы по исследованию;

работа с различными источниками информации (книги, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, просмотр теле– и видеофильмов, работа с данными компьютера) и отбор нужной для данного исследования информации;

проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;

проведение опытов, экспериментов, формулировка соответствующих выводов;

проведение анкет и обработка их данных.

Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе я работаю с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст предстоящего выступления. При этом встает необходимость работы с новыми словами, использующимися в научной литературе. Часто на этом этапе я приглашаю в начальную школу детей более старшего школьного возраста, которые уже имеют опыт исследовательской деятельности, чтобы проследить за логикой их выступления и представить себя на их месте. Такой вид работы более всего помогает ребенку построить свое выступление, подготовиться к предстоящему выступлению и защите.

На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с выступающими. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками, отстаивая свою точку зрения. Работы, признанные лучшими, выносятся на школьную конференцию учебно – исследовательских работ младших школьников.

Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся – школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. На данном этапе ребенок, юный исследователь, не просто рассказывает о выполненной работе, а, как и всякое настоящее исследование, защищает публично, с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями. Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы. Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей. При организации дальнейшей работы с учащимися, получившими опыт исследовательской деятельности, иногда продолжается работа в том же направлении по той же теме. Но чаще всего дети хотят провести исследования в совершенно другой области. Я считаю, что это происходит в силу возрастных особенностей детей.

Итак, организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий, у детей воспитывается интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаются условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.

Наблюдения, проводимые за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы, показали, что от занятия к занятию растет самостоятельность детей в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, умений и навыков работы с различными источниками информации. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.

Итак, исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.




map