Организация исследовательской деятельности младших школьников



Организация исследовательской деятельности младших школьников

(из опыта работы)

Исследовательская деятельность — это один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, поисково – исследовательскую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие все ученики.

Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий — желание самого ребёнка, помощь родителей (создание условий дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.). Систему организации исследовательской деятельности младших школьников в нашей гимназии можно изобразить в виде схемы:

Модель организации исследовательской деятельности младших школьников в Амгинской гимназии имени Л.В.Киренского

Исследовательская деятельность младших школьников Амгинской гимназии

Образовательная система

«Школа 2100»

Учебный процесс

НПК «Шаг в будущее. Юниор»

Проектная деятельность

Интеллектуальные конкурсы, олимпиады, предметные недели.

Интернет-олимпиады

Кружок

«Хочу знать!»

Внеурочная деятельность

Организация исследовательской деятельности на уроках вызвана необходимостью выполнения требований действительности и стандартов обучения.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, мы придерживаемся того, что работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во внеурочное время.

С целью формирования исследовательских умений детей чаще используем материал уроков окружающего мира, литературного чтения, краеведения, трудового обучения. Также постоянно используем исследовательские методы в преподавании отдельных тем врамках уроков русского языка и математики. Проблемное обучение (Образовательная система «Школа 2100»), которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время, а также посещение кружков, студий, организация экскурсий.

Особое место уделяю индивидуальной работе с детьми. Каждый ребенок по своей натуре исследователь. Ежедневно ему приходится сталкиваться с новыми явлениями и предметами. Научить ребенка находить объект исследования, источники информации, способы познания – одна из целей обучения. Учебное исследование школьника, включает следующие основные этапы:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Поиск и предложение возможных вариантов  решения.

Сбор материала (используем различные энциклопедии, словари, возможности Интернет).

Обобщение полученных данных.

Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)

Защита проекта.

Проектная деятельность неразрывно связана с исследовательской работой учащихся.

При организации исследовательской деятельности младших школьников стараемся учитывать следующие условия:

– систематичность;

– мотивированность;

– психологический климат;

– создание творческой атмосферы;

– учет возрастных особенностей детей.

На первом этапе исследовательской работы осуществляем помощь при выборе темы. Эта тема должна быть близка и интересна ребенку. Планирование работы по исследованию, работа с различными источниками информации (книги, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, просмотр теле– и видеофильмов, работа с данными компьютера), проведение наблюдений, проведение опытов, экспериментов, анкет, обработка результатов проводятся под руководством учителя. Стараемся предоставлять как можно больше самостоятельности. Чтобы ребенок почувствовал радость познания, радость открытия. Даю индивидуальные задания по подготовке докладов, опытов, экспериментов, наблюдений и т.д. Многолетние проекты, например, по выращиванию лилии кудреватой (проект Слепцовой Весты), по наблюдению за щитовником пахучим (бере ото) (проект Степановой Оли) требуют работы в летнее время. Дети получают задания и ведут наблюдения в дни летних каникул – в период роста, цветения, осеменения растений и т.д. При этом немаловажную роль играют родители, которые контролируют, помогают, направляют.

Групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей, весь класс, а также, родителей. Совместные проекты класса с родителями очень сплачивают весь коллектив. Поисковые исследовательские проекты «Мин дьиэ кэргэним Кыайыы туьугар», «Мин дьиэ кэргэним улууьум туьугар», «Маннайгы кинигэм — Буукубаар» успешно реализованы, оформлены в виде альбомов. Эти проекты дают детям очень многое – узнают о своих родственниках, изучают историю страны, республики, улуса. В ходе проекта дети посещали с экскурсией краеведческие музеи, памятники, участвовали на библиотечных уроках, викторинах, конкурсах, встречались с интересными людьми, выступали с родителями на классных часах. Поисковая работа класса была вынесена на улусную конференцию научно– исследовательских работ младших школьников «Шаг в будущее. Юниор», стала лауреатом. В этом учебном году мы продолжаем традицию и работаем над проектом «Улицы родной Амги». Второклассники с родителями узнают — кто и когда давал названия улицам нашего села, собирают материал об известных людях — односельчанах, даже отыскали карту старой Амги, архивные справки, старые фотографии, выступают на классных часах. Мы убеждены, что с краеведения начинается путь к познанию мира, к воспитанию патриотизма. Любовь к своей стране проходит через привитие уважения к малой родине и преданности ей. А чтобы любить свой край, надо его изучать!

Улусная научно – практическая конференция «Шаг в будущее. Юниор» ежегодно проводится в апреле. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Юный исследователь, не просто рассказывает о выполненной работе, а, как и всякое настоящее исследование, защищает публично. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями.

Одной из форм организации групповой работы с детьми по развитию их исследовательских умений стало проведение кружка “Хочу знать!”

Цель программы:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи программы:

Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Данный кружок проводится 1 раз в неделю с 1 по 4 классы, рассчитана на 134 часа. На занятиях кружка дети узнают о происхождении привычных нам вещей. Они в процессе игры, в ходе экскурсий, общения со взрослыми приходят к пониманию того, что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юных исследователей могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети убедятся в том, что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов. Исследовать можно все, что нас окружает, опираясь на свой собственный опыт, наблюдения, с помощью взрослых, чтения разнообразных книг, энциклопедий, Интернет-ресурсов, при просмотре кино– и телефильмов, в ходе проведения наблюдений и экспериментов и т. д.

Большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде, происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности, получение опыта эффективной командной работы. Дети учатся выступать с результатами проведенных ими исследований. При этом углубляется опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в спор с выступающими, формулировать вопросы и отвечать на них.

Все занятия кружка «Хочу знать!» стараемся проводить в нетрадиционной форме. Так как при обучении младших школьников большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в форме игр (игр-исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.) Большое внимание уделяется экскурсиям различной направленности. В ходе проведения занятий используется групповая работа. Дети учатся работать в группах разного состава.

Итак, организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий, стараемся воспитывать у детей интерес к познанию мира, создавать условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.

Габышева Е.А. — учитель начальных классов






map