Организация исследовательской деятельности в начальной школе



Организация исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

— желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);

— оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда);

— грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.

Можно выделить три уровня реализации «исследовательского обучения».

Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику

ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвей, А. Леви и др.).

Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Поиск и предложение возможных вариантов  решения.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)

Защита проекта.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.




map