Организация исследовательской деятельности в школе



МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

АКСЁНОВА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА,

учитель начальных классов

Г. КЕМЕРОВО

2013 Г.

Организация научно- исследовательской деятельности учащихся

начальных классов школы №24 (из опыта работы)СЛАЙД 1

Исследовательская деятельность – всегда была и остается неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. В советские времена мы учили детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы в ходе экскурсий, наблюдений за животными и растениями, при заполнении дневников наблюдений. А результатом этой работы были коллекции, гербарии, поделки, небольшие сообщения.

В современной школе значимость исследовательской деятельности возрастает. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом.

В работе школы № 24 научно-исследовательская деятельность является сегодня одним из ключевых направлений. В этом году прошла ХII научно-практическая конференция обучающихся «Перспектива» . СЛАЙД 2

В 2008/2009 учебном году методическому объединению учителей начальных классов было дано задание методической службы школы по изучению теории и разработке практических материалов по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов».

Работа с любознательными, интеллектуально активными младшими школьниками, проходила в нашей школе достаточно успешно, но носила бессистемный характер. 5лет назад возникла мысль объединить усилия педагогов, учащихся, способных проявлять познавательный интерес, и создать в начальной школе научное общество учащихся (НОУ) «Почемучки». СЛАЙД3

На заседании МО начальной школы были разработаны и утверждены памятки для руководителей исследовательской работы, положение по проведению научно-практической конференции, рекомендации для участников, правила выбора тем для исследования , программы по реализации намеченной исследовательской работы, подобрана соответствующая литература.

Создание НОУ начальной школы включало 2 этапа.

Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране.

Несколько месяцев было потрачено на сбор материалов, обобщение имеющегося опыта, изучение нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ.

Кратко цели исследовательского общества можно сформулировать следующим образом: СЛАЙД 4

Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

поддержка научно-исследовательской работы в школе;

Исходя из поставленных целей, были сформулированы следующие задачи: СЛАЙД 5

Пропагандировать знания об окружающем мире;

Знакомить с современными методами научно-исследовательской работы;

Участвовать в проводимых в рамках деятельности школы, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Работа исследовательского общества проводится в нескольких направлениях: СЛАЙД 6

(СЛАЙД 7) I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

(СЛАЙД 8) II направление – групповая работа ( работа над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей);

(СЛАЙД 9) III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных и городских мероприятиях.

СЛАЙД 10. В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской работе, не проводится. Ведется только пропедевтическая работа: включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, русского языка, естествознания. На них мы знакомим детей с такими понятиями: исследование, открытие, опыт, наблюдение, эксперимент, гипотеза и т.п.

СЛАЙД 11. Со 2 класса мы организовали специальные занятия по исследовательской работе (1 час в неделю). Работа осуществляется по следующим направлениям: знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы такими, как «исследование», «информация», «знания» и осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

СЛАЙД 12. В 3 классе на теоретических и практических занятиях по исследовательской работе (1 раз в неделю) осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

СЛАЙД 13. На занятиях по исследовательской работе в 4 классе обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

Дети под руководством учителей, вместе с родителями, большей частью самостоятельно с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации, многие уже освоили Интернет. Посещение архивов, библиотек, беседы с людьми, педагогами, научными сотрудниками, работниками учреждений, очевидцами тех или иных событий дало богатейший навык общения, расширило эрудицию и кругозор. Опросы и анкетирования одноклассников, учащихся, родителей, педагогов и т.п. позволяет развиваться навыкам анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благоприятно отражается в учебной деятельности на различных уроках.

Итогом работы стала первая научно-исследовательская конференция учащихся начальных классов «ПОЧЕМУЧКИ», которая прошла в школе 15 декабря 2008 года.

Учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов представили исследовательские работы по актуальным для них темам, например: «Комнатные растения нашего класса», «Полезны ли сильно газированные напитки?», «Откуда к нам пришёл шоколад », и т.д. Малыши, совсем недавно научившиеся читать и писать, провели свои первые в жизни исследования и с гордостью представляли их в форме докладов, плакатов и презентаций. Их одноклассники зачарованно слушали, задавали вопросы, а кто-то уже думал о том, какую тему исследования выбрать на следующий год.

Приглашенные на конференцию родители выразили искреннюю благодарность учителям, подчеркнув, что такая работа повышает общую культуру общения ребят. Стоило только послушать, с каким чувством гордости, собственного достоинства и благодарности второклассники и третьеклассники говорили «Спасибо за внимание», «Я хотел бы задать вопрос. Даша, скажи, пожалуйста, как ты думаешь, почему…» и т.д.

Кроме того, родители отметили, что исследовательская деятельность дает новые темы для общения родителей с ребенком, во многом облегчая взаимопонимание.

Мероприятие прошло на достаточно высоком уровне.

При подведении итогов нашей работы на МО учителя нашей школы пришли к единому мнению, что для организации исследовательской работы в начальной школе необходимо

следующие условия формирования исследовательских умений у младших школьников: СЛАЙД 14

СЛАЙД 15. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, математики, по окружающему миру с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

СЛАЙД 16. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

СЛАЙД 17. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

СЛАЙД 18. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять у учащихся стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибки, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

СЛАЙД 19.Личность педагога

Для развития творческих способностей нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки, и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

СЛАЙД 20. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне.

Само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Темы детских работ выбирать из содержания учебных предметов или близкие к ним.

Проблема проекта или исследования, заинтересовавшая ребёнка, должна быть в области его познавательных интересов.

Длительность выполнения проекта или наблюдения-исследования целесообразно ограничить 2-3 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий.

Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: это материально-техническое и учебно-методическое оснащение (фонд и каталоги библиотеки, интернет, аудио- и видеоматериалы и т.д)

Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми и электронными источниками информации, широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов).

СЛАЙД 21. Оценка деятельности учащихся.

Оценка деятельности учащихся происходит в несколько этапов: подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита).

Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место в силу следующих причин:

— учащиеся должны чувствовать себя успешными;

— учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;

— исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой-то цели.

Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать, оценить свой труд.

Раньше считалось, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого.

Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, казалось, заниматься исследовательской деятельностью достаточно сложно физически, пока сами не попробовали. Это оказалось настолько увлекательно!

Мы поняли, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени.

Мы познакомили своих учеников и их родителей с технологией исследовательской деятельности, показали образцы исследовательских работ, создали памятку для родителей по оказанию помощи детям в исследовательской работе.

СЛАЙД 22. Мы не навязывали детям темы исследования. Сначала выполняли коллективные работы: «Комнатные растения нашего класса», « Вредные продукты», затем попробовали делать индивидуальные «Тайна школьного портфеля», «Выращивание фиалок из листовых черенков». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, декоративно – прикладного искусства, многие хотят знать про динозавров. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования.

Во время проведения исследования стараемся лишь направлять деятельность школьника в нужное русло. Выступаем в роли наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдаем за созидательной творческой работой.

Поощряем любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями сделать скворечники, цветы из бисера? Пожалуйста! Мы всегда рады помочь советом.

В методической литературе часто можно встретить высказывания о том, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Мы считаем, что важна и практическая значимость исследования, в ходе работы стараемся, чтобы дети смогли выяснить социальную применимость своих исследований, например, в здоровье сбережении: после ознакомления с темой исследования «Вся правда о курении» – многие задумались о том, нужно ли им курить.

При организации наблюдений советуем своим ученикам сотрудничать с педагогами СЛАЙД 23. Защита исследовательских работ в нашей школе – это всегда большой праздник. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Мы заранее просматриваем работы учеников, помогаем выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираем форму представления, пишем сценарий, чтобы итог исследовательской деятельности был успешен.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря исследовательским работам, повысилась мотивация. Мы смогли зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты. Так в прошлом году мои ученики заняли 1, 2 и 3 места по школе в конкурсе «Русский медвежонок», 3 место в интеллектуальном марафоне , 1 место в школьном конкурсе чтецов, а самой главной наградой было 1 место в ХII школьной научно-практической конференции обучающихся «Перспектива» СЛАЙДЫ 24, 25,26

Начальная школа — важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей.

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике.




map