Организация исследовательской работы младших школьников



« Организация исследовательской работы

младших школьников»

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно — урочной системы не решаются.

Вместе с тем современные социальные условия, изменившиеся цели обучения, требуют от нас педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массового образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно- исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний.

Учебная исследовательская деятельность- это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов- гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогов. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И.Новиковым во второй половине 18 века.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых умений, необходимо найти и реализовать условия, которые отвечают поставленной цели.

В научно-познавательном журнале «Начальная школа» я познакомилась с условиями формирования исследовательских умений школьников, разработанных преподавателями Томского государственного педагогического университета:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Я с учениками использовала материалы уроков русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО с целью формирования умений исследовательской деятельности.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Природой в ребёнке заложены — любопытство, способность удивляться. В.А.Сухомлинский писал: «В самом понятии «любознательность» таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая, а, наоборот, всё время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить». В исследованиях важную роль играет внимание, наблюдение, терпение. Дети с раннего возраста могут часами смотреть на один и тот же объект: как от ветерка качаются листья на деревьях, как бегают и что делают муравьишки, как течет вода в ручейке. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Если понимать учение широко, как процесс накопления знаний и опыта, объективно являющийся необходимой составляющей жизни человека, то можно сказать, что все дети хотят учиться. Необходимым условием преодоления проблемы «непроизвольности» учащихся и решения множества задач обучения – пробуждение и поддержание интереса к содержанию изучаемого предмета, к деятельности, к самому себе- познающему, творящему, совершенствующемуся.

Творческая среда. Учитель должен способность созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя — поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживались от негативных оценок. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для развития творческих способностей учащихся, к которым относятся и исследовательские, нужен увлеченно работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учёт возрастных особенностей. Так как речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностях очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо тщательно продумывать методологию. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами, важную роль играет в данной работе поддержка взрослых и доведение исследовательской работы до конца.

В основе технологии развития исследовательских умений младших школьников лежат идеи гуманистической педагогики, личностно — ориентированного и деятельно- ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно – урочной форме; другая форма организации – консультирование учащихся.

Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

-возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материала любых дисциплин;

-возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

-возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной исследовательской деятельности:

1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, цитаты, план, вывод, доказательство: аргументы, факты).

4. Умение представлять результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу).

В своей практике я использую несколько направлений в исследовательской работе: одно из них тесно связано с программным материалом по «Окружающему миру»

Например, исследовательская работа в этом направлении выглядит следующим образом:

1 класс. « Моё удивительное знакомство с репчатым луком».

2 класс. « Условия прорастания семян».

3 класс. « Живая капелька воды».

Так при изучении темы «Живая капелька воды» школьники с большим энтузиазмом выполняют исследовательскую работу, цель которой — определить важность воды для живого организма. Начинается работа с посещения Водоканала и включение в командную игру «Экологического центра» Водоканала, что способствовало поддержанию интереса учеников к изучаемой теме и расширению кругозора.

Начать эту исследовательскую работу предложили сами учащиеся на одном из уроков «Окружающего мира» при изучении темы «Вода в природе». Был предложен следующий план действий:

1 этап — узнать всё о воде, используя различные источники,

2 этап – поработать с учителями-предметниками: биологии, химии, физики, географии; обратиться за помощью к старшеклассникам.

(Результаты наблюдений дети описывают в своих исследовательских дневниках, у каждой команды свой дневник).

3 этап – провести урок – конференцию, посвящённую обобщению знаний о воде.

Дети с удовольствием иллюстрируют свои наблюдения, опыты рисунками, схемами, записывают загадки, стихотворения, пословицы о воде.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует развитию познавательной активности; учит их мыслить, планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы.

Литература:

1.Журнал «Начальная школа».- М: 1998г., 1999г.

2.Дереклеева Н.А. «Мастер- класс по развитию творческих способностей учащихся».- Волгоград: Учитель,2008.

3.Журнал « Современный урок».- М: Центр «Педагогический поиск», 2007




map