Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной де



Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 г. Тимашевска

Любой ребенок уже рождается исследователем. Желание экспериментировать, поиск новых впечатлений, любознательность, наблюдение и самостоятельный поиск новых знаний об окружающем мире-это важнейшие черты детского поведения. Именно поэтому развитие у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности является важным направлением обучения и воспитания. Главная задача этого направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать как одно из основных направлений развития творческих способностей. Способов развития творческих способностей существует много, но одним из самых эффективных является самостоятельная исследовательская деятельность ребенка. Ведь умения и навыки самостоятельного нахождения истины переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Любая исследовательская работа содержит несколько этапов:

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

Обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на понятном для детского восприятия уровне, именно обучение, ведь ребенка надо учить наблюдать, анализировать, делать выводы. Само исследование должно быть посильным, интересным и полезным. Заниматься исследованиями нужно как в урочной, так и во внеурочной деятельности, так как основой исследовательской деятельности являются знания, полученные на уроках. В ходе урочной и внеурочной исследовательской деятельности учащиеся учатся находить проблему, самостоятельно ставить задачи, планировать, контролировать, оценивать свою работу, овладевать навыками общения, для того чтобы уметь выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления.

Исходя из этого вместе с детьми мы составляем « Памятку исследователя»:

Подумай, что ты уже знаешь?

Какие мысли ты можешь высказать про это?

Какие выводы ты можешь сделать из того, что тебе уже известно?

Просмотри книги по нужной теме и запиши важную информацию.

Спроси у взрослых и запиши интересную информацию, полученную от них.

Просмотри видеоматериалы по теме и запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Используй Интернет и запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдай и запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений.

По возможности сделай фотографии.

Проведи эксперимент и запиши его результаты.

Ребенок не должен бояться проблемных ситуаций, а должен получать опыт в их решении, потребность в познании. Поэтому очень важно научить ребенка основным способам общения. Важным источником устных высказываний являются экскурсии, где дети наблюдают, ведут поисковую деятельность, учатся спорить, отстаивать свою точку зрения. Нужно предоставлять им такую возможность.

Впечатления, полученные в ходе экскурсий и наблюдений за природой родного края, являются основной базой для исследовательской деятельности учащихся. На первом и втором году обучения большая часть работ носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже могут сами выбрать тему исследования. Учитель должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать в библиотеке, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю: дети чаще всего читают только учебники. Они не проявляют интереса к чтению не только дополнительной литературы, но и увлекательных произведений художественной литературы. Дети увлечены компьютером и Интернетом. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни — активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которым нужны наставники. Один ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь товарищу и вовлекает его в исследовательскую деятельность. В ходе выполнения таких работ мы стремимся развивать у школьников понимание ценности природы, формировать экологическое сознание, которые тесно связаны с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В его основе — исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Предлагаю темы исследовательских работ для начальной школы, структурированных по годам обучения:

1 класс

Мой кот .

Детские фантазии .

Кактус – колючий друг .

Магия цвета .

Цветок, поставленный в шкаф…

Полезная вещь для дома .

Профессии наших родителей .

Как мне выбирали имя.

2 класс

Профессии нашей мечты .

Шоколад – вред или польза.

Аквариум и его обитатели.

Мой город .

Символика нашего класса.

Праздники моей семьи .

Растения нашего класса.

Мир моих увлечений.

3 класс

Жизнь и гибель динозавров на планете Земля .

Любимые книги моих родителей.

Хлеб – всему голова .

Почему высохла лужа .

Спортивная жизнь семьи.

Семейные реликвии. Награда в нашем доме.

Мой любимый литературный герой.

Два разных мира: мальчики и девочки.

4 класс

Автомобили современные и старинные.

Корабли современные и старинные.

Российские железные дороги .

Выращивание кристалла .

Известные люди нашего района.

Памятники нашего города.

Улицы нашего города.

Праздники в России.






map