Организация личностно ориентированного урока



Организация личностно ориентированного урока

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ребёнка.

Личностно-ориентированный урок — это создание учителем благожелательной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).

Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны педагога, но без этого урок не станет личностно — ориентированным в подлинном смысле этого слова.

На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ!

ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!

Адекватность использования элементов различных педагогических технологий для психологических групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; педагогических мастерских; личностно-ориентированного

На уроке используются педагогические технологии без учета типологической дифференциации учеников

Наличие заданий творческого уровня

Задания направлены на уровень узнавания, припоминания и воспроизведения

Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих проявлять творческую само-стоятельность при выборе способов решения учебных задач

Все ученики класса выполняют учебные задания по жесткой схеме, предложенной учителем

Использование дидактического материала с учетом психологических особенностей восприятия учебного материала

Учитель воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность

Аргументированная оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

Оценка деятельности ученика по конечному результату без комментария

Домашнее задание имеет разнообразные формы и объем с учетом типологических групп учеников

Домашнее задание едино для всех учеников

Мотивационный аспект

На уроке создается эмоционально-положи-тельное отношение к изучаемому предмету

Учащиеся испытывают психологический дискомфорт на уроке

Поощряется выполнение заданий повышенной сложности

Ученикам предъявляются заниженные требования к уровню решаемых задач

Высокая познавательная активность на уроке

Познавательная мотивация не сформирована

Учебная деятельность ученика

Определены критерии оценки учебной деятельности учащихся:

-осознанное целеполагание;

-индивидуальная постановка учебной задачи;

-высокий уровень самоконтроля;

-развитый рефлексивный анализ

Критерии учебной деятельности неопределенны

Ученики самостоятельно не формулируют цель учебной работы

Учебная задача формулируется учителем

Деятельность учеников контролирует учитель

Самоанализ не поощряется

Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.

При самостоятельной работе по учебнику, когда вводится новый материал, учитель может не излагать его, а организовывать беседу по прочитанному, опираясь на высказывания учеников.Обсуждая различные способы работы над учебником, учитель получает важную информацию о том, на что опирается при этом тот или иной ученик (на анализ содержания, форму его репрезентации-иллюстрации, картинки, карты, схемы).

Анализируя на уроке результаты контрольной (самостоятельной) работы, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать наиболее рациональные, оригинальные.

При анализе ответа на уроке целесообразно обращаться к ученику с вопросом: » Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?» При оценке выполненного задания: «Что делал для того, чтобы найти ответ?», «Какие действия совершал, решая задачу?» При проверке домашнего задания: » С чего ты начинал, когда читал текст учебника?», «Каким планом пользовался при подготовке устного ответа?», «Как рассматривал рисунок растения, строение которого описываешь?» и т. п.

Отвечая на эти вопросы, ученики раскрывают собственную технологию работы, но при этом на уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности, открытости, доверительности.

Анализируя ответы, учитель может в ходе урока давать ученикам нужные советы по рациональной организации работы, сравнивать предлагаемые способы, оценивать наиболее эффективные, выбирать те, которые кажутся более оригинальными, продуктивными, совместно их обсуждать.

Итак, описываемый сценарий личностно-ориентированного урока изменяет:

•тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

•ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

•позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные) при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий;

•характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

Личностно — ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока.

Представим более наглядно эти различия в виде схемы.

ЦЕЛИ УРОКА

Традиционные

Нетрадиционные

Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

2.Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

3.Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель

4.Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми

5.Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу

6.Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки

7.Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

8.Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

1.Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта

2.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3.Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

4.Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

5.Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6.Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7.Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8.Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Личностно-ориентированный урок предполагает иную систему оценивания ученика. Это очень сложная проблема, решить которую можно лишь совместными усилиями педагогов, методистов, психологов, управленцев образования. Решая её, следует различать два часто смешиваемых термина: «Отметка» и «Оценка».

Для учителя начальных классов уроки являются незримой ниточкой, которая тянется к сердцам и душам детей, к взаимоотношениям учителей и родителей ,к отношениям в педагогическом коллективе, является инструментом обучения и воспитания, развития личности.

Литература.

1. Основы личностно ориентированного образования/И.С.Якиманская.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2011




map