Организация образовательной деятельности в контексте ФГОС НОО



(Слайд 1) Организация образовательной деятельности в контексте ФГОС НОО.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Своё выступление мне хотелось бы начать со слов знаменитого российского ученого М.В.Ломоносова. Сказаны они были давно, но актуальны как –никогда! (слайд 2)

Истинная цель просвещения – не в том,

чтобы сообщить людям определённую сумму сведений

 по различным наукам, а в том,

чтобы пробудить в каждом человеке творца,

 духовно активную личность – и в этом счастье.

М. В. Ломоносов

  Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, что является основным направлением образовательной национальной политики «Наша новая школа». (Слайд 3)

В 2011-2012 учебном году МБОУ «НОШ № 4» осуществляло деятельность по введению ФГОС НОО, целью которой стало создание условий  образовательной среды для введения ФГОС НОО. (Слайд 4)

    Итак, каковы    результаты деятельности нашего ОУ.

1. Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока? (Слайд 5)

В настоящее время учителя нашей школы выступают больше в роли инструктора, наставника, занимают позицию куратора, управленца. Ученик становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –необходимая подготовка к жизни. Учителя нашей школы продолжают работать над проблемой не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. (Слайд 6)

Например, на уроке окружающего мира учителя Масаловой И.В. предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения». (Слайд 7)

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они включают в себя  экскурсии, поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выявление спорных вопросов, построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах и многое другое. Всё это используют в своей практике начинатели реализации стандартов второго поколения нашей школы.

В рамках реализации ФГОС самостоятельная работа обучающихся на уроках организуется не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала.

Считаем, что главным средством достижения результата образования является использование продуктивных заданий в учебной деятельности. (Слайд 8)

В нашем учреждении ушла в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы. (Слайд 9) Групповая форма работы имеет множество плюсов: за урок ребёнок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. (Слайд 10). Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Высший «пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. (Слайд 11)

Учителя нашей школы активно используют в образовательном процессе современные образовательные технологии. Они представлены на слайде. (Слайд 12)

2.Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность является составной частью воспитательного – образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. (Слайд 13)

Организуя внеурочную деятельность перед нами возник ряд вопросов: как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней  воспитательных результатов и эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать, где найти место для проведения занятий по внеурочной деятельности?

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. (Слайд 14)

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

соответствие возрастным особенностям обучающихся; (Слайд 15)

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; (Слайд 16)

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. (слайд 17)

Участие обучающегося во внеурочной деятельности осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается его включение во внеурочную деятельность.

Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений. Они представлены на слайде. (Слайд 18)

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении его здоровья.

3.Методическая работа.

          Основной формой работы по повышению квалификации, развитию творческого потенциала педагогического коллектива, научно-теоретической подготовки и педагогического мастерства является методическая работа.

(Слайд 19)

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы работал над единой методической темой « Новые образовательные технологии как средство повышения качества образования». Нами были внесены изменения в структуру плана методической работы школы, касающиеся раздела повышения квалификации педагогов по вопросам введения федерального государственного стандарта начального общего образования.

Основные формы обучения коллектива по внедрению ФГОС представлены на слайде. (Слайд 20)

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным для нашего коллектива на этапе введения ФГОС второго поколения в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий, т.е умения учиться, а научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Так, в течение нескольких лет в учреждении реализуется практика ведения портфолио педагога, творческие отчеты учителей по темам самообразования в рамках аттестации и итоговой конференции «Фестиваль педагогических идей», презентация опыта работы на заседании методического объединения школы.

4.Материально-техническая оснащенность. (Слайд 21)

       Одним из основополагающих критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО является материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса.

Мониторинг готовности показал, что

МБОУ «НОШ № 4» обладает достаточной материально-технической базой, которая включает в себя:

Учебные кабинеты начальных классов. (слайд 22).В них имеется 3 мультимедийных комплекса и 1 интерактивная доска. (слайд 23)

Спортивный зал (Слайд 24)

Библиотека

Игровая площадка (Слайд 25)

Лыжная база

Компьютерный мини-класс и кабинет для проведения занятий по внеурочной деятельности (Слайд 26)

Наличие такой материально-технической базы позволило нам организовать занятия по 5 направлениям внеурочной деятельности в рамках своего образовательного учреждения.

5. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»

(Слайд 27)

С сентября 2012 года в школах нашего города вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. В нашем учреждении будет осуществляться преподавание двух модулей «основы православной культуры», «основы светской этики» по выбору родителей.

Предмет ОРКСЭ будет преподаваться в 4 классах по 1 часу в неделю, за счёт часов федерального компонента учебного плана. Преподавать в нашей школе курс будут учителя начальных классов, прошедшие специальную подготовку.

Курс ОРКСЭ носит светский характер — у всех модулей единая методическая и методологическая основа. Данный курс будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

6.Перспективы развития.

         Работа по созданию оптимальных условия внедрения ФГОС НОО продолжается. И главной целью дальнейшей деятельности МБОУ «НОШ № 4» является: создание модели инновационного ресурсного центра по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Данная работа  направлена на:

—  обеспечение нового качественного состояния педагогической системы начальной школы;

—  трансляцию накопленного педагогическим коллективом опыта реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

—  модернизацию системы внутренней и внешней оценки результатов деятельности начальной школы в рамках работы по «Формированию универсальных учебных действий »

—  обновление содержания образования на основе системно-деятельностного подхода, проектно-исследовательской технологии и ИКТ;

—  разработку содержания и организационных форм деятельности начальной школы как социокультурного центра.

(слайд 28)

И в заключении хочется сказать, только учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка- вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых образовательных стандартов школьного образования.

Спасибо за внимание!

В настоящее время стараюсь выступать больше в роли инструктора, наставника, занимаю позицию куратора, управленца. Ученик становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Усиливаю мотивацию к познанию, показываю обучающимся, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –необходимая подготовка к жизни. Работаю над проблемой не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

В рамках реализации ФГОС самостоятельную работу обучающихся на уроках организую не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала.

Считаю, что главным средством достижения результата образования является использование продуктивных заданий в учебной деятельности.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: за урок ребёнок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

Использую в образовательном процессе современные образовательные технологии. («ИКТ»






map