Организация педагогической диагностики в начальной школе



Организация педагогической диагностики в начальной школе.

Ребенок пришел в первый класс. Он умеет читать, считать, с радостью делится впечатлениями о любимых книгах и любимых героях. Каким будет процесс усвоения новых знаний и способов деятельности? Какие трудности испытает первоклассник? Какая помощь ему будет необходима в учебно-познавательной деятельности, чтобы справиться с проблемами?

Я- учитель и потому должна владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию я получаю, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и динамики его результатов. Для этого использую педагогическую диагностику.

Диагностику на каждой ступени обучения в начальной школе провожу в три этапа: вводный контроль, промежуточный и итоговый. В качестве инструментов диагностики использую контрольные работы, проверочные работы, тесты, собеседование.

Этапы диагностики

Учебные предметы

Сроки

Математика

Русский язык

Литературное чтение

2 –й класс

Вводная

Промежуточная

Контрольные работы

Проверка навыков чтения

Конец 1-й четверти

Контрольные работы

Проверка навыков чтения

Конец 2-й четверти

Тестирование

Середина января

Контрольные работы

Проверка навыков чтения

Конец 3-й четверти

Итоговая

Контрольные работы

Проверка навыков чтения

Конец апреля

Тестирование

Середина мая

Особое внимание уделяю диагностике в первом классе. Первую диагностическую работу провожу в первые две недели сентября. На каждого ученика завожу карточку педагогического обследования первоклассника. В ней фиксирую результаты по всем формируемым на данном этапе умениям.

Для определения уровня словарного запаса использую сюжетные или пейзажные картинки. Приведем пример, как в доброжелательной атмосфере с ребенком ведется беседа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»

-Почему художник назвал картину не просто «Весна»,а «Весна. Большая вода»?

-Какие цвета преобладают на картине? Почему?

-С чем можно сравнить плывущие по небу голубые облака?

-Почему деревья кажутся такими вытянутыми и изогнутыми?

-Какие чувства вызывает у тебя эта картина? Почему?

Навыки связной речи проверяю через умение ребенка последовательно разложить серию картинок и содержательно, точно, логически правильно составить по ним рассказ с элементами рассуждения.

В вводную педагогическую диагностику включаю определение уровня осведомленности об окружающем мире:

-литературные представления( знание детских писателей и поэтов, их произведений, знание детских книг, журналов);

-музыкальные представления( знание детских песен, мелодий, некоторых музыкальных инструментов);

-временные представления( знание времен года, ориентирование во времени суток);

-представления о живой природе;

-географические представления ( знание о стране, городе, в котором ребенок живет).

Индивидуальное педагогическое обследование помогает мне выявить степень готовности ребенка к обучению письму, чтению, математике. Используются следующие критерии оценивания умений.

По результатам вводного контроля определяю у детей уровень готовности к обучению: 0-24 балла -низкий, 25-39баллов- средний, 40-50 баллов- высокий. Планирую меры помощи детям, имеющим низкие показатели готовности к школе.

Умения

Уровень( в баллах)

высокий

средний

низкий

Словарный запас

5

3-4

0-2

Развитие речи

5

3-4

0-2

Кругозор

13-15

10-12

0-9

Математические умения

9-10

6-8

0-5

Читательские умения

9-10

7-8

0-6

Моторика рук

5

3-4

0-2

В течение учебного года провожу текущую (промежуточную) диагностику. Успехи каждого ученика отмечаются в «Листе индивидуальных достижений»

Промежуточная диагностика дает мне возможность сопоставлять реально полученные на каждом этапе обучения результаты с запланированными по каждому важному элементу учебной программы. Зная информацию о ходе процесса обучения, о затруднениях у отдельных учащихся, провожу коррекцию образовательного процесса.

Например, в диктанте вол 2-м классе учащиеся допустили ошибки:

-правописание «жи- ши», «ча -ща», «ч у-щу»-1 чел.

-мягкий знак на конце слова – 2 чел.

-безударные гласные в корне, проверяемые ударением-7чел.

Можно сделать вывод о том, что у учащихся преобладает проблема с правописанием безударной гласной в корне. Определяю причины ошибок: не сформированы умения находить ударную и безударную гласные в корне, подбирать проверочное слово.

Далее намечаю пути оказания помощи детям. Необходимо закрепить навыки правописания безударной гласной в корне на уроке и провести индивидуальную работу с группой учащихся или отдельно с каждым ребенком, используя при этом следующие приемы:

Найти корень в однокоренных словах, повторить правила написания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, вставить безударные гласные в слова, работая по алгоритму, найти среди однокоренных слов проверочное и проверяемое; выписать из текста слова с данной орфограммой и подобрать проверочные.

Педагогическая диагностика позволяет мне как учителю:

-знать уровень овладения учащимися знаниями и умениями на каждом этапе обучения;

-сравнивать ожидаемый результат обучения с действительными;

-определить качество усвоения учебного материала;

-установить динамику успеваемости и степень развития мыслительных операций у учащихся;

-помочь ученику в самостоятельном определении конкретных результатов своей учебной деятельности.




map