Организация познавательной активности младших школьников в урочной и внеурочной деятель



Организация познавательной активности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда,

когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает,

— он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, необходимо изучить и проанализировать условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника: условия

обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);

стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

Работа над этой проблемой побуждает к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволят повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Технологии, которые необходимо использовать в работе:

— технология проблемного обучения;

— игровая технология;

— ИКТ;

— здоровье-сберегающие технологии.

Методы:

— объяснительно-иллюстративный;

— репродуктивный;

— исследовательский;

— поисковый

— метод проекта.

Формы работы:

— общеклассная;

— групповая;

— парная;

— индивидуальная.

Средства деятельности:

— словари и энциклопедии;

-технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

— раздаточный и дидактический материал;

— печатные пособия;

— мультимедийные презентации.

Применение форм , методов и приёмов обучения строится в системе урочно-внеурочной работы.

Так как наблюдается снижение интереса школьников к учебной

деятельности необходимо ставить перед собой следующие задачи:

1)Формировать положительную мотивацию учения

2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка

3)Развивать личностный потенциал учащихся

4)Формировать умение самостоятельно добывать знания.

5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Что же мы, как учителя, должны делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

Одно из важнейших факторов развития интереса к учению — понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой — либо темы, необходимо много времени уделить поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника можно использовать следующие средства:

Поподробнее остановлюсь на каждом из них.

Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.

1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения.

2. Кроме проблемно-диалогического обучения в своей работе можно использовать и другие технологии. Так в 1-2 классах необходимо часто обращаться к игровой технологии, ведущим методом которой является игра. Ведь переход от игровой деятельности, которая является основной в детском саду, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще нет целенаправленной деятельности к учению, а утомляемость повышается.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету ­дидактическая игра.

В своей практике использую разнообразные предметные дидактические игры: например, по окружающему миру «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?» , по математике и русскому языку- «Домино», “Запомни математические термины», «Рыболов», «Веселый счет» «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло» , по чтению- «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом», , и многие другие. Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”. На уроках обучения грамоте можно использовать стихи на каждую букву алфавита

А — Вот два столба наискосок, а между ними поясок.

Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.

Чистоговорки присутствуют почти на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.

Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. Кроме загадок в стихах можно использовать загадки – шутки.

С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.

Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.

Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <,>, используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка).

Используя игровые формы на уроках, заметила, что у ребят повышается мотивация обучения, познавательный интерес к предметам. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе.

Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры: «Отправляемся путешествовать…», «Знаем правила движения», «Играем в сказки»и т.д.

Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат.

На своих уроках я стараюсь не терять связь с другими предметами. Например, обращаю внимание на правописание тех или иных слов не только на уроках русского языка, но и на уроках математики (при решении задач), чтения (при составлении плана рассказа). Или же даю интересные сведения из жизни животных не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка, изобразительного искусства.

Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения я провожу и нетрадиционные уроки:

1)урок-КВН: «КВМ — Клуб Веселых Математиков», «Что за прелесть эти сказки … » (по чтению) и др.;

2)ypoк-соревнование. Такие уроки я провожу при обобщении материала. Это может быть «Брейн — ринг» по математике, «Своя игра» на уроках чтения или же «Что? Где? Когда?» на ознакомлении с окружающим миром;

3)урок-экскурсия: «В гости к осени», «В гости к зиме» (ознакомление с окружающим миром), «Математика вокруг нас» (математика) и др.;

4)урок-путешествие. Это может быть путешествие в любую хорошо известную детям сказку «Колобок», «Царевна – лягушка», или борьба со Змеем Горынычем, Бармалеем и т.д., где дети должны выполнить, какое-либо задание, чтобы помочь сказочному персонажу преодолеть препятствие.

Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считается использование Информационно — коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Мой кабинет оснащен комплектом компьютерного оборудования, что дало мне возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ:

презентации;

тренажёры;

физминутки;

тесты;

просмотр и прослушивание произведений;

проектная деятельность.

Презентации также использую на уроке для фронтальной проверки предыдущего материала.

В процессе обучения младшего школьника всё более широкое применение находит метод проекта.

Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.

Дети с удовольствием составляют свои проекты. Например, мы выполняли такие проекты, как «Мое любимое число», «Говори и пиши грамотно», «Поделки из бумаги», книжка- малышка «Мои колыбельные песни», «Сколько должен весить портфель», «Полезна или вредна жвачка» и др.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии, путешествовать, что сближает ребёнка с достижениями человечества. Такие включения в урок и на мероприятиях для учащихся наиболее интересны.

С помощью интернет- ресурсов я собрала банк презентаций по всем предметам.

Также широко ИКТ применяю и во внеурочной деятельности. К родительскому собранию готовлю презентации, слайд-шоу о жизни класса, в которых отражаю успехи и достижения каждого ребенка, пусть даже и незначительные.

4. Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, беседы и игры на темы о здоровом образе жизни. Каждое утро мы начинаем с зарядки. Разработала программу дополнительного образования «Школа здоровья» , рассчитанную на два года обучения.

5.Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считается коллективные способы обучения. КСО — такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «парах» , группах, когда каждый учит (проучивает) каждого.

* взаимопередача текстов

*решение задач и примеров по учебнику (взаимопомощь, взаимопроверка)

* взаимные диктанты

* выполнение упражнений в парах

* работа по вопросам к тексту.

На уроках такая работа детям интересна. Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы сложения, умножения, что помогает вторичному закреплению материала.

С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность.

Единство обучения и воспитания на уроках нашло свое применение и развитие во внеклассной работе. Активизируют познавательный интерес кружки, экскурсии, КВНы, викторины, интеллектуальные игры, предметные недели и другие формы внеклассной работы.

Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую.

Внеклассные занятия и кружки необходимо организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

По содержанию внеклассное занятие должно быть связано с работой на уроке, но здесь решаются задачи повышенной трудности, задачи – смекалки, задачи – шутки, занимательные задачи, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы. Предлагаются задания на заполнение магических квадратов, разгадывание ребусов, шарад , кроссвордов и т.д. На занятиях нужно сочетать коллективную работу и индивидуальную. Учитывая все вышесказанное, я провожу такие внеклассные мероприятия, как:

интеллектуальные игры;

викторины;

КВНы;

Конкурсы;

В моем классе ведется математический кружок. Дети с удовольствием его посещают. Мы готовимся к олимпиадам, конкурсам. Прорешиваем задания конкурса «Кенгуру», «Мир знаний» и др. Дети с удовольствием участвуют в дистанционных олимпиадах и викторинах.

Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: качество знаний учащихся повышается, интерес к учебе повышается,

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.






map