Организация проблемного урока в начальной школе



Организация проблемного урока в начальной школе

Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведёт к развитию творческих способностей, то его можно сочетать с развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором, учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведёт целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным. 

Цель активизации путём проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач предоставляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условия задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.  Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.  Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.  Четвёртый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. Существует несколько критериев, позволяющих оценить работу учащихся на таком уроке:

Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Самостоятельное усмотрение проблемы в привычной и незнакомой ситуации.

Видение новой функции знакомого объекта, явления.

Способность выделять в объекте, процессе, явлении его структурные и функциональные компоненты. 

Самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответа.

Успешное комбинирование ранее известных способов решения проблемы для выработки нового, до сих пор не применявшегося.Данную схему, основанную на психолого-педагогических закономерностях общения, можно использовать на уроках, посвящённых изучению нового материала. На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих уроках можно применять отдельные элементы.

СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).4. Творческое применение открытых знаний

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫПроблемная задача помогает учащимся осознать цели учебной деятельности, что в свою очередь, влияет на формирование её положительных мотивов. Учебная проблема реализуется в двух основных формах: как тема урока и как не совпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание. К учебной проблеме можно повести учащихся следующим способом: создать проблемную ситуацию или использовать мотивирующие приёмы. Проблемная ситуация может предшествовать определению темы на уроке изучения нового материала, различным этапам комбинированного урока, практическим заданиям, повторению и обобщению знаний. При создании проблемных ситуаций необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее: а) алгоритм решения ранее решённых проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;б) решение встречавшихся ранее, но не решённых из-за отсутствия достаточных знаний, проблем, укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически одолимы не учебные проблемы – для этого надо иметь больше знаний;в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;г) ранее решённые коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.Для выхода из проблемной ситуации необходимо вести с учащимися побуждающий диалог – стимулирующие вопросы, позволяющие ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. 

ПОИСК РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫНа этом этапе используются методы, которые являются наиболее оптимальными в решении учебной проблемы. Это проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический, исследовательский методы.ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯВ ходе решения учебной проблемы учащиеся открывают «новые» знания. Для их выражения научным языком используются различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Можно предложить учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций.Алгоритм формулировки теоретического понятия:

Прочтите внимательно текст с описанием изучаемого объекта.

Выпишите общие признаки этого объекта.

Выделите из этих признаков частные данного объекта.

Составьте определение теоретического понятия.

Установите место этого понятия в системе общебиологических знаний.

Предложите свои варианты новых элементов, которые можно включить в содержание данного понятия.

Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик:

1.Даёт правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти;

2.Приводит примеры, иллюстрирующие данные понятие;

3.Демонстрирует знание всех элементов данного понятия;

4.Видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

5.Способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия. 

ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗНАНИЙРеализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала или художественного образа.Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Мыслящая личность начинается с проблемной ситуации. Проблемная ситуация – ситуация психического затруднения, противоречия

Методы проблемного обучения и выступают как способы решения проблемных задач и вопросов. Эти методы есть проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский. Выполняя общие образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения, эти методы различаются степенью творческой активности и познавательной самостоятельности, проявляемых школьниками в ходе решения проблемных задач и вопросов: при проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач; в ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно ориентированных вопросов учителя; при использовании исследовательского метода учащиеся максимально самостоятельны. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научатся самостоятельно увидеть проблему, наметить пути её решения и решить её. Доказано, что проблемное обучение возможно не только в средних и старших классах, но и в младших классах школы. Очевидно также, что проблемное обучение в начальной школе имеет специфику, вызываемую возрастными особенностями и возможностями младших школьников. 






map