Организация проектной деятельности младших школьников в УМК Планета знаний



Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по курсу: «Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний».

Тема: «Организация проектной деятельности младших школьников в УМК «Планета знаний»».

Исполнитель:

Сазонова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов,

начальная шкода-детский сад №7

компенсирующего вида,

г. Пересвет,

Сергиево-Посадского района,

Московской области.

Руководитель:

к.п.н. Козлова Г.П

Москва 2010

Содержание:

Введение. 3-4

Глава I. Организация проектной деятельности младших школьников

1.1 Проект как метод обучения. 5-9

1.2 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе 10-13

Глава II. Организация проектной деятельности младших

школьников в УМК «Планета знаний»

2.1 Место проектной деятельности в УМК «Планета знаний» 14

2.2 Из опыта работы. 15-18

Заключение. 19-20

Приложения 21-25

Список используемой литературы. 26-27

Введение

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему, хорошо. Но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку.

Российская школа, верная старым еще советским традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные — то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт — российских школьников не учат. По крайней мере, в стенах школы.

По словам одного из разработчиков общей теории и методологии проектирования Л.Б.Переверзева, раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нужно было только заранее хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике.

Несмотря на то что сегодня ситуация изменилась кардинально, учителя и ученики по-прежнему тратят львиную долю времени и усилий именно на то, чтобы заучить готовые рецепты решения давно решенных проблем.

Очевидно, что наша школа отстает от жизни. Учиться становится не только неинтересно, но зачастую и бессмысленно. Может быть, здесь кроется причина известной школьной проблемы снижения учебного мотива?

А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний — бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности — вот чему должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения и методу проектов, как виду самостоятельной творческой работы учащихся.

Проект как метод обучения.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века.

Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [Бухаркина М.Ю.].

Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, притом, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему. Проблематизация является первым этапом работы над проектом — необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом.

Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап работы — целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование — важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности.

Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализация имеющегося плана — следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот, объем предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки, пропадает уверенность в успешном завершении проекта (все это в значительной степени касается подростков). Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников.

По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии — завершающего этапа работы.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности — полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя -«лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Здесь было бы уместно обратиться к идее Л.C. Выготского о зоне ближайшего развития. Применительно к проектной деятельности ее можно применить так:

— если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;

— если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

— если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.

Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

В опыте многих учителей успешная работа по проведению отдельных проектов даже с самыми маленькими учениками. Конечно, в этом случае речь не может идти о больших самостоятельных проектах, но освоение определенных закономерностей этой работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Кстати, дети, которые получили подобный опыт во 2—4-х классах, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых — поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность — хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Проектная деятельность в начальной школе может проходить в форме небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников могут стать извечные детские «почему?», на которые взрослым порой бывает так трудно найти ответы. Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы. Если обобщить самые частые детские «почему?», то они выглядят так.

Кто мы? Чтобы ответить на этот вопрос, дети исследуют природу своего «Я», здоровье физическое, Духовное и социальное.

работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы. Если обобщить самые частые детские «почему?», то они выглядят так.

Кто мы? Чтобы ответить на этот вопрос, дети исследуют природу своего «Я», здоровье физическое, Духовное и социальное.

Где мы во времени и пространстве? Чтобы узнать это, дети исследуют развитие человека в историческом и географическом аспекте, начиная это исследование с истории и географии своей семьи.

Как мы выражаем свои мысли и чувства? Для этого дети исследуют способы выражения своих чувств и эмоций, изучают идеалы, верования и ценности других людей.

Как устроен наш мир? Дети исследуют объекты и явления природы; предметы, созданные руками человека, знакомятся с миром науки и техники.

Как мы организуем свою жизнь? Дети изучают мир труда и его ценности, узнают, как труд человека влияет на него самого и других людей.

Как мы живем на нашей планете? Дети исследуют проблему ответственности человека за сохранение и бережное использование природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и сообществ.

Любой из этих вопросов можно наполнить предметным содержанием или проблемами, спонтанно возникающими в детском коллективе.

Целями проектной деятельности в начальной школе так же, как и в основном звене, является формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков. Однако здесь имеется определенная специфика.

Предметные знания в данном случае понимаются как ряд взаимосвязанных представлений, формирующих у ребенка единую картину мира.

Общеучебные навыки рассматриваются как универсальный инструментарий, используемый ребенком в его учебной и внеучебной деятельности. К ним относятся:

1) Социальные (связанные с групповым взаимодействием). Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:

умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);

умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.

Коммуникативные (связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученной информации. Поэтому в ходе этой работы формируются:

умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;

умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

умение рассказать о проделанной работе.

Мыслительные (связанные с интеллектуальным актом). В ходе работы ребенок сталкивается с такими вопросами, как:

Что это такое?

На что это похоже?

К каким из уже известных мне предметов и явлений это относится?

Из чего это состоит?

Как это связано между собой и с другими предметами и явлениями?

Как это работает?

Поиск ответов на эти вопросы способствует развитию таких мыслительных операций, как, например, анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и выявление закономерностей.

Исследовательские. Работа над проектом заставляет ребенка наблюдать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребенок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:

формулировать вопросы;

планировать свою деятельность;

наблюдать предметы и явления;

оценивать свою работу по предложенным критериям.

Место проектной деятельности в УМК «Планета знаний»

В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Это один из первых учебно —  методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов. Проектная деятельность в контексте УМК «Планета знаний» обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Разворот содержит не только тему проекта, но и своеобразную подсказку, облегчающую подготовку проекта (См. Приложение №1). Дети уже в 1 классе на страницах « Букваря» знакомятся с проектной деятельностью. По завершении изученной темы им предлагаются несложные, но очень интересные задания: « Придумай свою азбуку на пальцах», « Составь фруктовую азбуку», « Буквы из природного материала». От класса к классу предлагаемые проектные работы усложняются, становятся более разнообразными по форме работы и виду проектного продукта (См. Приложение №2).

Со второго класса в рабочих тетрадях комплекта появляются специальные развороты для тем и проектов, играющие роль опорной схемы работы над проектом, также рефлексии своей работы (См. Приложение №3).

Из опыта работы.

У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых — поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность — хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Я в своей педагогической практике начала использовать метод проектной деятельности с 1 класса, благо учебники УМК «Планета знаний» делают организацию этой сложнейшей для учителя работы менее трудоемкой, а для ученика, зачастую, и для родителей, – более доступной и понятной. Конечно, проекты в начальной школе имеют отступления от строгих методических канонов организации проектной деятельности, обладают своей спецификой и особенностями. Но, если эта работа будет осуществляться систематически, планомерно, то к концу 4 класса проектная работа будет для детей таким же привычным заданием, как диктант или работа над ошибками в нем. Кстати, дети, которые получили подобный опыт во 2-4-х классах, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

В первом классе в основном я учила детей работать над информационным проектом – его цель сбор, оформление и представление информации (развивает и совершенствует в основном информационную компетентность). В этом году расширила работу и познакомила ребят с практико – ориентированным проектом – в ходе работы над таким проектом ребята освоят необходимые им предметные знания, умения, навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность; и творческий проект, который позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра (основное развивающее воздействие оказано на коммуникативную компетентность).

Естественно, проектная деятельность в начальной школе невозможна без помощи и поддержки родителей, поэтому еще в прошлом году я посвятила одно из родительских собраний проектной деятельности. На этом собрании я познакомила родителей с методом проектов, попыталась доказать его методическую целесообразность и необходимость, познакомила с этапами работы над проектами и, самое главное, какова роль родителей, объем и форма помощи ребенку в работе над проектом.

При подготовке проекта по любому предмету использую следующую памятку:

Как помочь ученику в планировании проектной работы(памятка для учителя)

Чтобы создать план, учащемуся следует ответить на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

Почему выбрана именно эта тема проекта

Проблема проекта

Как решить данную проблему

Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт (добьешься ожидаемого результата), достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом (ожидаемым результатом)

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться), где и как найти то, чего пока у тебя нет

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все необходимое

Индивидуальный график проектной работы

При организации проектной деятельности я столкнулась с проблемой оценивания проектов. Понятно, что это должна быть не отметка, что оценка для учащегося должна носить только положительный характер, дабы не отбить желание участвовать в проектной работе. В то же время, для себя как учителя мне необходимо было выбрать критерии, с помощью которых возможно было оценить рост умений ученика в динамике. В интернете я нашла такой оценочный лист (См. Приложение №5). Он оказался очень полезен.

Данный лист учитель заполняет в ходе защиты проектов. На основе этой таблицы можно выявить западающие проблемы у детей, составить перcпективный план по их коррекции. Построение графика (диаграммы) позволит наглядно представить, какие умения у обучающихся развиты в достаточной степени, а какие нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

В октябре этого года мы с детьми выполнили проектную работу по теме «Соблюдай правила дорожного движения». Казалось бы, этот проект не имеет никакого отношения ни к одному учебному предмету, но значение знаний по ПДД сложно переоценить. Поэтому, самым актуальным временем защиты этих проектов (а значит и повторение правил ПДД) я выбрала последний учебный день перед осенними каникулами.

Конечно, проекту предшествовала подготовительная работа. 11 октября в классе был проведен классный час «Береги себя», посвященный профилактике детского травматизма. На этом занятии мы вместе с детьми составили список «опасных мест», естественно, в этот список вошла проезжая часть. Сразу возник вопрос «почему?», в ходе ответа на который мы с детьми пришли к выводу о том, что мы мало знаем о правилах дорожного движения, об истории дорожных знаков. Так, с помощью учителя, «родилась» идея общей темы нашей следующей проектной работы. На следующий день мною был предложен список тем проектных работ, график работы над проектом и сроки его реализации. Каждому ученику я раздала следующую памятку: (См. Приложение №4)

Основным видом проектного продукта было предложено оформление одной страницы в книге «Соблюдай правила дорожного движения», а для творчески активных ребят предложен ряд других форм работы. Из этой памятки видно, что я попыталась в предложенных темах учесть разнообразие интересов и увлечений ребят, каждый ребенок нашел себе тему по душе, и практически все ребята приняли участие в работе над проектами.

Для облегчения работы детей над выбором темы, цели и организации работы над проектом, а так же для этапа рефлексии, в УМК «Планета знаний» в рабочих тетрадях практически по каждому предмету есть разворот «Работа над проектом». Для данного проекта по ПДД я ксерокопировала разворот из тетради по русскому языку. Часть граф мы заполнили до начала работы над проектом, а на вопрос «Главное» ответили после презентации всех проектов.

Заключение

Работая второй год по УМК «Планета знаний», могу сделать вывод, что: средствами УМК возможно создать комфортный и результативный процесс обучения, предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению, продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно — воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся. УМК предлагает оптимальные условия для развития внимания, восприятия, мышления и творческих способностей младшего школьника, так как в нем оптимально сбалансированы репродуктивная и исследовательская, творческая деятельность, индивидуальные и групповые формы активности. Мне удается обучать детей, не подавляя их, не тормозя их развитие, а несколько опережая его и тем самым, подтягивая каждого до наивысшего в данный момент уровня развития его возможностей.

Предложенные в УМК проектные работы не только делают процесс обучения ярким и интересным, но и помогают учащимся в усвоении предметного материала, что немаловажно на сегодняшний день, когда проблема качества школьных учебников особенно в начальной школе, является одним из актуальных вопросов образования.

Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. В ходе проекта его автор обязательно создает проектный продукт — материальное воплощение найденного им способа решения исходной проблемы проекта. Проектный продукт должен представлять интерес не только для его автора, но и для любого другого потребителя, который столкнется с подобной проблемой. Научившись проходить весь путь от осознания проблемы до воплощения самостоятельно найденного способа ее решения, дети получат важнейшие навыки не только для успешной учебы, но и для успешной жизни.

Как деятельностный метод обучения проект позволяет учителю развивать у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания, соединенные с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам.

В дальнейшем, я планирую продолжать работу по изучению и внедрению в свою работу новой педагогической технологии: проектной деятельности.

Список используемой литературы

Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова/ Из опыта работы ЭУК «Школа развития». — М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998.

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2008.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М., 2003.

Петрова И.В. Азбука Планеты знаний. – М.: Газета «1 сентября» — Начальная школа, 2005, №10.

Стеллиферовский П.А. Планета знаний. – М.: Ж. Начальная школа, 2005.

Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. — Ярославль: Академия развития, 2008.

Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. — М.: Центр «Школьная книга», 2006.

Тематическое планирование и краткие методические рекомендации для 1 класса. Учебно-методический комплект «Планета Знаний». – М.: Ж. Начальная школа, 2006, №9, «Библиотечка учителя».

Интернетресурсы:

festival.1september.ru

muchkapschkola2.68edu.ru

www.iset.edusite.ru

www.nachalka.com

www.zavuch.ru






map