Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и в



Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Учитель английского языка КАЛИНИЧ ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА

г. Санкт-Петербург

2013 год

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Обновление содержания образования предполагает поиск новых форм и методов обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Именно проектная деятельность учащихся является наиболее полезной для развития школьников, формирования их социально значимых качеств, возможности самореализоваться каждому ученику, как личности. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Можно смело сказать, что значительный вклад в формирование исследовательских навыков вносит проектное обучение.

Проект – это системное исследование, имеющее интегрированный характер, с использованием многообразия навыков, которые постепенно вводятся в арсенал навыков учащегося, потому что они используются в реальной ситуации. Проектная работа предназначена для привития и закрепления всех навыков, которые обеспечат самостоятельность и эффективность учебы, а также последующей деятельности по профессии.

Как организуется проект?

Основой работы учащихся в проекте должны стать такие вопросы:

Что мне нужно сделать? (сформулировать и проанализировать цели)

Как я получу информацию? (определить нужные источники)

Как я буду использовать источники?

Получил ли я информацию, которая мне нужна?

Как я представлю результаты своей работы?

Чего я добился? (оценить).

Организация работы над проектом.

Основной задачей группы педагогов является тщательная подготовка будущего проекта.

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Рассмотрим эти этапы.

Этап 1. Погружение в проект.

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи: — определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

— создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Деятельность учителя: Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать:

проблему проекта;

сюжетную ситуацию;

цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Осуществляет контроль учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует специфические умения и навыки.

Деятельность учащихся: Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

определяют свои проблемы;

распределяются по группам.

Этап 2. Планирование деятельности.

Цель этапа — пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: — определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

— установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

— распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Деятельность учителя: направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся:

различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

организовать группы;

распределить роли в группах;

спланировать деятельность по решению задач проекта;

продумать возможные формы презентации результатов проекта;

продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Деятельность учащихся: осуществляют:

поиск, сбор, систематизация и анализ информации;

разбивку на группы;

распределение ролей в группе;

планирование работы;

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Этап 3. Осуществление деятельности по решению проблемы.

Цель этапа: разработка проекта.

Задачи:самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;

— промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и /или во внеурочное время).

Деятельность учителя: наблюдает, советует, косвенно руководи деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Деятельность учащихся: выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Этап 4. Оформление результатов.

Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи: — анализ и синтез данных;

— формулирование выводов.

Деятельность учителя: наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Деятельность учащихся: оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Этап 5. Презентация результатов.

Цель: демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи: — подготовка презентационных материалов;

— подготовка публичного выступления;

— презентация проекта.

Деятельность учителя: Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет:

обобщает и резюмирует полученные результаты;

подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы

слушателей. Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и осуществлять работу;

рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказываются критические замечания (при презентации других групп учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

В процессе работы над проектом проводили с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Для формирования и диагностики уровня развития у учащихся проектных умений использую и предложенные в литературе варианты способов оценки проектов, и по итогам письменной рефлексии , выполненных учащимися.

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта помог:

– сделать выводы о положительной динамике проектных умений вследствие выполнения проекта;

– целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;

Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.






map