Организация проектной деятельности в начальных классах описание опыта



Описание опыта работы учителя начальных классов

Организация проектной деятельности в начальных классах

Активно действуя в окружающем пространстве, ребенок творит, создает себя, самоопределяется в системе жизненных отношений. Он ежедневно преподносит такие жизненные задачи, что, и не догадываешься, что может ждать тебя сегодня. Созидание творческого мышления ребенка способствует развитию позитивного отношения к жизни, восприятию мира, формированию особых умений выбирать способы творения, проектирования своей жизни, умений свободно выражать себя, ощущать собственную волю, собственный выбор и творчество – т.е. всего того, что требуется человеку для самостоятельного движения вперед. Отсюда очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Следует помнить, что реальные знания и умения у человека остаются только тогда, когда он учится с интересом, понимает, зачем ему эти знания и умения нужны и чем они для него значимы.

На мой взгляд, к одной из продуктивных и оптимальных технологий создания творческой образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. Проектные приемы отвечают всем современным тенденциям в образовании. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе.

Что же такое учебный проект; что означает – мы работаем методом учебных проектов; как подобрать нужный нам проект; какого учебно-воспитательного эффекта мы вправе от него ожидать.

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные учебные проекты: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год, от мини – проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Попробую охарактеризовать учебный проект в общем, нарисовать, образно говоря, его «типовой портрет».

Учебный проект, с моей точки зрения, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Свое знакомство с проектами я начала с предыдущим выпуском в четвертом классе. Ребята занимались еще по старой программе. В начале года я предложила собрать и оформить материал о нашей школьной жизни. Ребята разделились на группы: одни подбирали фотоматериал за предыдущие годы, другие собирали материал за текущий год, третьи редактировали снимки, четвертые компоновали и оформляли слайды. Работа кипела весь учебный год. Мы вместе учились создавать первую презентацию. Можно сказать, что мы работали в группах над годичным проектом. С новым набором первоклашек началась более плотная работа над проектами. Вначале первоклассники были способны работать только индивидуально, но постепенно начинают формироваться навыки работы в группе. Часто, работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению, не умеют «услышать» друг друга. В таких ситуациях я стараюсь научить детей взаимоуважению, пониманию, умению слушать, общаться. С первого класса учимся искать нужную информацию. Мы познакомились со школьной и районной библиотекой, учимся правильно задавать вопрос в поисковике интернета и выбирать нужное из предложенных материалов. Нельзя не отметить важность умения оформить проекты и защитить их. Здесь в большей степени я использую индивидуальную работу. При организации проектной деятельности в начальной школе я учитываю возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Нередко учебный проект воспринимают как доклад. Как их отличить? На каком-то отрезке времени отличить бывает нелегко. Для ответа нужно знать особенности проектного обучения, которое с одной стороны, все больше и больше входит в практику современной школы, а с другой стороны по — прежнему вызывает довольно много затруднений. К числу затруднений в организации проектной деятельности я отношу то, что довольно часто под «шапкой» нового проекта кроется старый традиционный доклад, подготовленный детьми дома. В чем тут дело? По форме предъявления они могут быть очень похожи. В определенный момент ученик докладывает. Но доклад докладу рознь. У таких докладов много различий. Наиболее существенные из них: по процессу получения информации, по формулировке и названию темы проекта, видам деятельности, которые выполняет ученик при ее сборе и обработке, а самое главное – по личностным «приращениям» в ученике.

Для себя я вывела следующие особенности получения информации:

В первом случае (доклад) – это подбор информации из книг, энциклопедий, Интернет и др., которую ученик воспроизводит на репродуктивном уровне на заданную учителем тему. Работы мысли здесь практически нет. Результат деятельности (доклад) носит формальный характер.

В другом случае (проект) – тот же способ подбора информации, но информация ищется под определенный запрос, чаще всего это может быть выражено через основополагающий вопрос проекта. Например: «В чем сущность народной приметы «Чайка села на волну – к хорошей погоде» или «Что птицам страшнее голод или холод» и др.

Основополагающий вопрос возвращает в учебный процесс естественные процессы из жизни. В жизни вопросы задает тот, кто учится, а в традиционном обучении преобладают вопросы того, кто учит – учителя. Ученики получают почти исключительно специальные, проверочные вопросы с однозначными ответами, которые учитель сам знает. Искренние вопросы в традиционном обучении не поощряются. В проектном обучении вопрос является образцом, показывающим ученику, что есть интересные актуальные вопросы, на которые и учитель не может знать все ответы. Учитель может показать через такой вопрос искреннюю заинтересованность во мнениях учеников. Искренний вопрос в силу психологических законов может вызвать искренне желание ответить.

Часто у меня возникает вопрос, какие отношения между основополагающим вопросом проекта и проблемным вопросом. Это – близкие, но не тождественные понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Итак, я могу сделать вывод, если рассматривать отличие видов деятельности, которые выполняет ученик при сборе и обработке информации, то при традиционном обучении – это репродуктивная деятельность, а при проектном обучении – продуктивная, поисковая и исследовательская деятельность.

Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

-Учет интересов детей:

Ситуация, когда учеников заставляют делать проект, который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включенности нет, нет и проекта.

— Учение через деятельность:

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

— Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

— Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

— Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Любой учебный проект, с моей точки зрения, имеет два аспекта:

— для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

— для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Несколько слов об оценивании.

При защитах проектов я оцениваю:

— уровень сформированности умений

а )самостоятельно выполнять различные этапы работы над проектом;

б) включаться в групповую работу;

в) четко выполнять отведенные роли;

— уровень практического использования умений:

а) умение практически использовать предметные и межпредметные знания;

б) степень осмысления информации;

— уровень сложности требуемых видов деятельности для получения результата проекта;

— степень владения использованными методами, методиками, измерителями;

— уровень сформированности презентационных умений.

Проекты в начальных классах – это трудно?

Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ученика начальных классов это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса я приучаю своих учеников к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить их мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков, их применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Учитель, владеющий проектными компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у учащихся. Поэтому процесс образования и самообразования учителя – одно из условий успешности учебной проектной деятельности.




map