Организация проектной деятельности



ДОКЛАД

Докладчик: Москалева Татьяна Леонидовна

Мероприятие: Районный методический день для учителей начальной школы.

Дата: 1 декабря 2011 г.

Регламент: 30 минут.

Тема: Организация проектной деятельности.

Цель: показать эффективность организации и проведения проектной деятельности в начальной школе на собственном опыте.

Содержание:

Слайд 1. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни.

Слайд 2. Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Это один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

Проектная деятельность – метод проектов...

Метод проектов – это метод обучения, учебный проект — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы, проектная деятельность – практическая деятельность учащихся.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла

Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Учителю для реализации проектного обучения нужно овладеть методическими приемами, освоить технические средства, но самое главное, работать над собой, чтобы изменить подходы и принципы педагогической деятельности.

Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Слайд 3. Для сравнения: как выглядит подготовка докладов и рефератов

Традиционное обучение

Проектное обучение

1

Целевая установка учащихся

Получить хорошую отметку

Проявить свои способности, сделать важное дело

2

Формы работы

Индивидуальная

Сочетание парной и индивидуальной работы

3

Источники информации

Как правило, один – два источника

Различные источники из разных областей знания

4

Предметная область

Один учебный предмет

Содержание полипредметно

5

Характер работы по содержанию

Реферирование

Сочетание теоретических и практических методов исследования

6

Защита работы

Не обязательна

Обязательна

Слайд 4. Проект и исследование.

ПРОЕКТ — это замысел, план, творчество по плану.

Цель: реализация проектного замысла

ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Цель — уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Слайд 5. Готовность младших школьников к проектно-исследовательской деятельности.

Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения.

1) Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2) Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);- умение находить несколько вариантов решения проблемы;- умение выдвигать гипотезы;- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3) Навыки оценочной самостоятельности.

4) Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умение коллективного планирования;- умение взаимодействовать с любым партнером;- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;- навыки делового партнерского общения;- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5) Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;- умение вести дискуссию;- умение отстаивать свою точку зрения;- умение находить компромисс;- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6) Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;- умение уверенно держать себя во время выступления;- артистические умения;- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Слайд 6. Классификация учебных проектов.

Слайд 7. Метод проектов предусматривает следующее:

Проект – это замысел, план, творчество по плану. Цель — реализация проектного замысла

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Цель — уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Таким образом, мы видим, что проект – это “пять П” :

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Слайд 8. Подготовительный этап.

 Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Учитель начальной школы должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Актуальность темы.

Идея исследования.

Замысел исследования.

Объект исследования (с кем или с чем работать).

Предмет исследования (что будут исследовать).

Цель исследования.

Задачи.

Гипотезы (что возможно и при каких условиях).

Диагностический инструментарий.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Прогноз возможных негативных последствий.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий.

Слайд 9. Выбор темы – залог успеха.

Как выбрать тему исследования? Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы:

— Что мне интересно больше всего?

— Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

— Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Какими могут быть темы проекта?

«фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;

«экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

«теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.) 

Слайд 10. Определение проблемы.

Слайд 11. Почему и для чего?

Слайд 12. Объект и предмет исследования

Слайд 13. Цель, задачи и гипотезы.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим. 

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Слайд 14. Практический этап реализации проекта.

1) подготовительный;

2) практический;

Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задача.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:

— подумать самостоятельно;

— прочитать книги о том, что используешь;

— познакомиться с фильмами по этой проблеме;

— найти информацию в сети Интернет;

— спросить у других людей;

— понаблюдать;

— провести эксперимент.

3) обобщающий;

Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

— Дать определения основным понятиям.

— Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

— Выработать суждения.

— Сделать выводы.

— Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

— Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Слайд 15. Заключительный этап реализации проекта (внедренческий)

— выступление;

— презентация;

— участие в конкурсах, семинарах, конференциях и т.д.

— вывод и рецензирование.

Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, , альманах, доклад и т. д.).

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей. Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин.

Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления.

Отчет о работе должен содержать следующие разделы:

Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.

Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.

Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.

Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.

Список использованной литературы.

Слайд 16 – 20. Фото продуктов проекта из опыта.

Слайд 21. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. Спасибо за внимание.

Модель реализации проектов в начальной школе

Этапы проектной деятельности

Примерные виды проектной деятельности

Подготовительный этап проекта

Создание замысла проекта и разработка структуры

 

Разработка проекта (тема, актуальность, идея, замысел, тема, цель и задачи проекта, основополагающий и проблемные вопросы, ход проекта) План мероприятий в рамках проекта

Разработка и создание организационного материала

 

Разработка маршрута исследования; оформление пригласительных билетов для родителей и педагогов, дипломов (почетные грамоты, медали и т. д.)

Разработка и создание дидактического материала

 

Разработка: входной и выходной анкеты для первичного и итогового анализа знаний по изучаемой проблеме (тест, опрос и т. д.), контролирующих материалов; шаблонов (для проведения опроса, описания результатов наблюдений, обработки статистических данных и пр.); раздаточного материала (инструкции к заданиям, памятки, бланки для рефлексии), рабочей тетради, дневника проектной деятельности

Разработка и создание методического материала

 

Определение критериев оценивания проектов учащимися, родителями, педагогами

Этап реализации проекта

Организация (подготовка)

 

Определяются варианты проблем, которые нужно решить, характеризуется «конечный продукт»

 

Планирование

 

Корректировка исследования учителем совместно с учащимися

Поиск

 

Поиск информации в различных источниках, опрос, анкетирование и т.д.

Промежуточные результаты и выводы

 

Обработка информации, создание отчета о проделанной работе (презентация, стенгазета, альбом и др., итоговый срез знаний по теме исследования

Текущая рефлексия

 

Заполнение шаблонов рефлексии

Подготовка к защите исследования

 

Сделать выводы, выработать суждения, подготовить текст выступления, материалы для иллюстрирования

Заключительный этап

Защита проекта

 

Демонстрация отчета о проделанной работе; вручение грамот, дипломов

Рефлексия результатов проекта

Заполнение шаблонов рефлексии. Анализ своей деятельности и самооценка




map