Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников Из опыта рабо



Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

В новом ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

Самостоятельному, критическому мышлению.

Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

Принимать самостоятельные аргументированные решения.

Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит метод проектов можно считать здоровье сберегающими технологиями.

Можно выделить следующие этапы организации работы.

На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и основы светской этики, и технология, и русский язык.

Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ.

На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы. Итог проектной работы – это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями. В этой книге собирается весь материал, отобранный учениками. В дальнейшем эта книга будет дополняться работами других учеников. Мои ученики уже сделали несколько таких книг. А также газеты, плакаты, рисунки, стендовые доклады и презентации.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это обоснование актуальности темы, выявление проблемы, объекта исследования, постановка цели и задач исследования, гипотезы, выбор методов исследования, описание результата и выводы.

Примеры таких проектов: «Мой город» (выполнила ученица 4 класса Воронова Ксения ), «Народы России» ( выполнили ученики 3 класса Мусаелян Алина, Лапшов Богдан, Мисковец Александра.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Мы с ребятами класса разработали и реализовали этот проект. В дальнейшем было проведено внеклассное мероприятие, где ребята рассказывали о своем народе, пели национальные песни и угощали национальными блюдами. На уроках внеклассного чтения мы знакомимся с творчеством русских и зарубежных писателей. Как итог – стали периодически выпускать литературные газеты, посвященные творчеству изучаемых авторов.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не могу не привести пример игрового проекта «Добро и зло», который помог раскрыться в первую очередь тем ребятам, которые трудно идут на контакт и не могут выстраивать отношения в коллективе. Большинство учеников моего класса с удовольствием приняли участие в постановке мини спектакля о добре; мастерили поделки, олицетворяющие зло и добро. Этот игровой проект перерос в акцию « Спеши делать добро», которая продлится до конца декабря. Ребята помогают пожилым посторонним людям, классом была оказана спонсорская помощь дому малютки.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу “Эмоции человека ”, в котором ученики 4 класса собрали интересные материалы об эмоциях человека и как человек может их проявлять и ими управлять, ребята дают советы, как правильно реагировать на агрессию и как самим справляться с приступами раздражительности. Также мальчики моего класса создали интересный проект « Положительные эмоции». Со своими проектами дети выступали перед девочками нашего класса.

Остановимся на этапах работы над проектом:

1 этап. Мотивационный:

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. В моём классе ребята много и с удовольствием читают. Интересуются творчеством и биографией русских и зарубежных писателей и поэтов. Поэтому решили начать выпуск литературной газеты, чтобы пропагандировать чтение и увлечь чтением других ребят.

2 этап. Планирующе-подготовительный:

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Поскольку мы будем выпускать литературную газету, то нам нужен был интересный материал, который мы решили искать в школьной и городской библиотеках, и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на группы, и каждой группе досталось конкретное задание. Стали собирать информацию.

3 этап. Информационно-операционный:

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Работая над проектом «Литературная газета», на этом этапе мы непосредственно стали делать газету: составляли интересные тексты, согласовывали единый дизайн, отбирали лучшее фото и материал для газеты. Но здесь у нас возникла проблема. Каждый хотел, чтобы его находки стали печататься в газете. И вот тогда мы решили помимо газеты можно выпускать небольшие буклеты, посвященные творчеству того или иного писателя. Этот материал мы используем при подготовке к урокам внеклассного чтения или внеклассных мероприятий «Книжкина неделя», «Праздник книги», к юбилейным датам книг и их авторов.

4 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.




map